Согласно обновленному обзору Всемирного банка, опубликованному 6 апреля, ожидается, что экономика Казахстана вырастет на 3,5 процента в 2023 году и на 4 процента в 2024 году, в первую очередь за счет углеводородного сектора, поскольку добыча нефти увеличивается благодаря нескольким новым проектам.
Согласно отчету, продолжающиеся прямые иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность и государственная программа доступного жилья будут поддерживать инвестиции. Ожидается, что по мере ускорения экономического роста уровень бедности немного снизится до 14,7 процента в 2023 году, а черта бедности составит 6,85 доллара в день.
Прогнозируется, что уровень инфляции снизится, хотя в этом году он останется повышенным, при значительном росте цен на продукты питания и топливо с 2022 года после российско-украинского конфликта.
Домохозяйства с низким доходом по-прежнему уязвимы для шоков доходов, которые толкнули их в нищету. Уровень инфляции может еще больше подорвать усилия правительства по борьбе с бедностью.
Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов на первом расширенном заседании правительства после парламентских выборов 19 марта подчеркнул необходимость реализации мер по снижению инфляции вдвое к концу года.
Согласно отчету, доступ к эффективным механизмам выживания будет играть важную роль в защите результатов сокращения бедности, достигнутых за последнее десятилетие.
В отчете отмечается, что дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики и более жесткий контроль над бюджетными расходами потребуются, чтобы обеспечить возможность для увеличения расходов на программы социальной защиты.
Аналитики Всемирного банка также предупреждают, что дальнейшие сбои в работе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который транспортирует большую часть экспорта казахстанской нефти, например, в августе прошлого года, когда КТК был вынужден временно закрыть два одноточечных причала из-за дефекты подводного оборудования могут негативно сказаться на росте.
«Дополнительное ужесточение глобальных финансовых условий и потенциальная волатильность потоков капитала создают риски для обменного курса. С другой стороны, мировой спрос и цены на нефть, превышающие ожидания, будут способствовать росту», — говорится в отчете.