Грузовики, перевозящие Coca-Cola, пересекают границу России, туристы возвращаются из-за границы, нагруженные последними разработками ZARA, а местные онлайн-рынки раскупают мебельные запасы IKEA. Многие западные бренды покинули страну, но их товары этого не сделали, сообщает Bizmedia.kz.
Несмотря на то, что европейские, североамериканские и японские компании покидают Россию из-за боевых действий на Украине, ущерб для российских потребителей минимален. Поменялись сроки доставки, они стали дольше, и ,соответственно, некоторые товары подорожали.
Основным изменением стали маршруты поставок, но продукты остаются доступными как в Интернете, так и в магазинах.
Важно отметить, что подавляющее большинство товаров не подпадают под санкции, и эти трансграничные потоки являются законными. Москва с радостью впускает их, по какому бы пути они ни шли.
Постоянная доступность брендов показывает проблему, с которой сталкиваются компании при контроле цепочек поставок.
ZARA
Испанская компания Inditex, владелец ZARA, закрыла свои 502 российских магазина после того, как Москва ввела войска на Украину, а затем продала их базирующемуся в ОАЭ холдингу Daher Group.
Теперь мелкий импорт и онлайн-продавцы поддерживают этот бренд. Обзор Reuters шести крупных онлайн-рынков и разговоры с дюжиной покупателей и продавцов это подтвердил.
32-летняя Альбина взяла пустой чемодан и поехала в Минск прошлым летом. Она вернулась через 24 часа с одеждой Inditex на сумму 33 000 рублей (442 доллара США), приобретя бренды ZARA, Bershka и Massimo Dutti для себя и друзей.
В то время как большинство западных брендов, которые остановили сотрудничество с Россией, также ушли и из Беларуси, верного союзника Москвы. Компания Inditex этого не сделала, и когда ее об этом спросили, она просто не ответила.
Альбина рассказала, что она также покупала одежду в Париже и Дубае, и использовала сеть онлайн-продавцов.
«Есть страницы в Instagram, в Telegram, есть девушки, которых я знаю, которые переехали жить в Европу, Стамбул или Дубай, — сказала она — Они собирают заказы, скажем, в Стамбуле, они берут 15-30% (в качестве комиссии), затем доставляют их сюда, и вы платите за доставку».
Прошлогодний сильный рубль и слабая турецкая лира сыграли на руку российским потребителям.
Динамика валюты частично ответственна за семикратное увеличение поставок из Турции на CDEK Forward. службу доставки с иностранных сайтов электронной коммерции, сообщила директор по маркетингу Динара Исмаилова.
«Как только бренды заявили, что уходят, началась какая-то паника, и количество объемов и заказов резко выросло», — сказала Исмаилова.
Имея дело с небольшими частными поставками, оборот CDEK Forward удвоился в денежном выражении в прошлом году, причем 80% из них приходится на одежду, ее товарооборот утроился.
«Это сравнимо с тем, как если бы вы лично пошли в магазин Zara в Нью-Йорке, купили там что-то и отправили своим друзьям в Москве», — сказала Исмаилова.
ОНЛАЙН-МАРКЕТПЛЕЙСЫ
Поскольку цепочки поставок разорвались, Россия легализовала так называемый параллельный импорт, позволив розничным торговцам ввозить продукцию из-за рубежа без разрешения владельца товарного знака.
Сайты электронной коммерции продают широкий ассортимент импортных товаров, а продавцы часто рекламируют, что привозят товары из-за рубежа.
Лидер рынка Wildberries продает старые запасы от брендов Inditex и имеет почти 17 000 товаров в своем каталоге Zara. Источник, близкий к Inditex, сказал, что это были акции в России, когда она приостановила там деятельность.
Wildberries не ответила на просьбу о комментариях.
В то время как компания Cоcа-Cоlа прекратил производство и продажу напитков в России в прошлом году, другие импортировали их, с этикетками на банках и бутылках, показывающими, что они прибыли из Европы, Казахстана, Узбекистана и Китая.
Одной из причуд этой договоренности является то, что цены варьируются. В одном московском супермаркете продавались три банки Coca-Cola по трем разным ценам, импортированные из Дании, Польши и Великобритании соответственно.
Старший сотрудник крупного ритейлера объяснил, как компании адаптировались.
«Быстро были установлены контакты и подписаны новые контракты с новыми партнерами, запущены новые денежные потоки и логистические цепочки поставок с турецкими, польскими и казахстанскими компаниями», — сказал он на условиях анонимности.
Coca-Cola теперь доступна из еще большего количества стран.
«Однако, как обычно, именно покупатель платит за эти новые неудобства», — добавил сотрудник.
«ДРУЖЕСТВЕННЫЙ» ИМПОРТ
По мере разработки новых маршрутов дополнительные затраты на логистику, поездки и масштабирование будут падать. Торговля становится относительно неэффективной, но эти новые отношения все равно будут развиваться, сказал Рам Бен Цион, генеральный директор цифровой платформы проверки Publican.
«Механизмы параллельного импорта были консолидированы и расширены, а это означает, что почти все доступно и сейчас и в будущем», — сказал Бен Цион, указывая на пограничные очереди грузовиков и новые организации, возникающие в соседних государствах.
«Coca-Cola может легко заметить «всплеск спроса» со стороны соседних с Россией стран, откуда поступает большая часть параллельного импорта, — сказал Бен Цион — Не в их интересах что-либо с этим делать».
Coca-Cola отказалась от комментариев.
«Дружественные» страны, не вводящие санкции, увеличили экспорт в Россию. Об этом свидетельствуют их торговые данные. Сама Россия перестала публиковать такие цифры.
Китайско-российская торговля достигла апогея, в прошлом году составила 1,28 трлн юаней ($186 млрд). В это же время экспорт Турции в Россию подскочил на 61,8% до $9,34 млрд, а казахстанский вырос на 25,1% до $8,78 млрд.
Однако неформальные маршруты поставок могут привести к поступлению в Россию большего количества некачественных товаров, поскольку регуляторы теряют надзор, сказал Бен Цион.
РЕПЛИКИ
Некоторые бренды годами борются с копиями и несанкционированным импортом. Между тем, созданы российские конкуренты Coca-Cola и запущены линии повышенной мощности по розливу новых напитков.
Шведский мебельный гигант IKEA продал свои акции Яндекс.Маркету, подразделению электронной коммерции технологического гиганта «Яндекс», когда покидал Россию. Владелец бренда IKEA Inter IKEA Group заявил, что продал оставшиеся акции за секретную сумму, поскольку он сократил масштаб IKEA Retail Russia.
Яндекс-Маркет заявляет, что оставит поставщиков, которые ранее продавали товары через магазины IКЕА, в прямом контакте с клиентами.
Но бывшие поставщики также готовы продавать слегка модифицированные предметы IКЕА под разными названиями. Один уже рекламирует комплект постельных принадлежностей, который он называет «ARUA (аналог IKEA BERGPALM)».
IKEA заявила, что рассматривает товары, рекламируемые как похожие на IKEA Online.
Хотя для российских фирм открываются новые возможности, зацикленность на западных брендах может помешать усилиям по увеличению местного производства.
«Со временем рыночные силы будут продолжать вытеснять на рынок продукты, к которым россияне привыкли, и, хотя есть стремление перейти на «Сделано в России», будет очень трудно на самом деле подключить людей к российскому бренду», — сказал Бен Цион.
Читайте также:
- Фильм «Нам нужен доктор» откроет XVII Международный кинофестиваль «Евразия»
- Выездное заседание Общественного совета АФМ состоялось в Алматы
- В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
- Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
- Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»