В Казахстане начали говорить о проблеме дольщиков по программе «7-20-25», которых, по их мнению, обманули. Проблемы лишь растут, но пока никто никаких действий не предпринял, сообщает Bizmedia.kz.
С чего все началось
Начнем с того, что люди внесли приличные деньги в виде задатка по этой программе. Он был необходим из-за разницы между установленной максимальной ценой в 25 миллионов тенге и рыночной ценой, которая составляет около 38 миллионов. Покупатель должен был оплатить разницу либо по договору бронирования, либо по договору долевого участия.
Когда люди вкладывают свои с трудом заработанные деньги в проект, они ожидают какой-то отдачи или уверенности в том, что их деньги будут использованы с пользой. И, как пишет в своем телеграм-канале экономист Эльдар Шамсутдинов, эти два документа не имеют никакого правового статуса.
То есть в случае кризиса человек может остаться без денег. И проблема, которую создают застройщики, почему-то игнорирует Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Ведь строительные компании собирают средства с казахстанцев без гарантий.
Все это вылилось в то, что люди, которые не смогли получить займ по «7-20-25», остались как без своих денег, так и без жилья. Поэтому они собрались в группу и пошли с акцией к зданию Национального банка, ставшим, по мнению казахстанцев, виновным в данной ситуации. Поскольку он не дал денег Казахстанскому фонду устойчивости, являющемся оператором ипотечной программы.
Таким образом, МИИР временно снял с себя проблему долевого строительства, сделав виноватым Нацбанк из-за его нежелании продолжать программу «7-20-25».
Что делает Нацбанк по «7-20-25»
По мнению эксперта, сейчас в публичном поле раскручиваются два тезиса. Первый — виноваты жадные застройщики, взвинтили цены. Второй — дольщики сами виноваты, что отдали свои деньги в строительные пирамиды.
Первый случай
В первом случае будет столкновение проблемных дольщиков и строительных компаний, у которых, кстати, уже давно имеются проблемы с репутацией. Это заберет у застройщиков переговорную силу, возможности апелляции к широкой аудитории.
Второй случай
Второй тезис о наивных людях будет иметь далеко идущие последствия для дольщиков, которые могут оказаться в роли безответственных членов общества. Население вряд ли проявит сочувствие к тем, кого сочтет глупцом, вложившим свои деньги, не понимая последствий.
Потом дольщики будут разделены на небольшие группы, каждая из которых получит кредит либо в мае, либо в декабре. Или дадут займ первым 10 людям с полным пакетом документов и так далее. Цель — создать группы, которые в будущем просто могут исчезнуть со своими проблемами.
Когда речь идет о продолжающемся конфликте, последствия нынешних действий не иначе как катастрофическими не назовешь. Проблемы лишь усугубляются, стигматизируя жертв и обвиняя застройщиков, но есть реальная возможность того, что это может привести к жертвам, ведь человек, потерявший все, способен на многое.
Что нужно делать
Для того чтобы разрешить конфликт, необходимо открыть окно обращений. Это нужно сделать для того чтобы выделить людей, которые могли бы эффективно объяснить ситуацию и оказать им необходимую поддержку. Также нужно публично объявить, что никто не понесет никаких убытков или штрафов из-за задержки договоров, добиться у застройщиков пролонгации до момента разрешения конфликта.
Еще нужно узнать, на каком этапе идет строительство домов и существуют ли проблемные объекты. Эксперт также рекомендует создать комиссию по строительству, которая будет заканчивать стройку.
Заключение
К сожалению, Национальный банк не предпринял оперативных действий, необходимых для разрешения конфликта, который нарастал более недели. Это можно было сделать в течение двух-трех дней, вместо того чтобы позволить ему разрастаться дальше.
Читайте также: