В 2022 году объем розничной торговли вырос до 15,8 трлн тенге, что на 18% больше, чем в предыдущем году в денежном выражении. Более детальный анализ показывает, что физический рост составил 2,1% по сравнению с показателями 2021 года, сообщает Bizmedia.kz.
Кроме того, на долю розничного рынка пришлось 31,1% от общего объема внутренней торговли году, что несколько ниже, чем 31,7% годом ранее. Это показывает, что, несмотря на положительный рост розничной торговли, ее абсолютная доля снизилась.
Объем розничной торговли
На Алматы пришлась треть всей розничной торговли, осуществляемой в стране в 2022 году. Это соответствует общему объему в 5,1 триллиона тенге — реальный рост на 5,2% по сравнению с предыдущим годом. На долю столицы, Астаны, приходится почти 2 триллиона тенге, с реальным ростом на 10,1%. За ней следует Карагандинская область с 1,3 трлн тенге и ростом на 3,7% в реальном выражении.
Непродовольственные товары
Розничная торговля непродовольственными товарами в 2022 году была весьма успешной: оборот составил 10,1 триллиона тенге, что на 21% больше в денежном выражении и на 6,6% больше в физическом объеме по сравнению с предыдущим годом.
С другой стороны, продажи продовольственных товаров увеличились лишь на 12,8% в денежном выражении до 5,6 трлн тенге, но снизились на 5,4% в физическом объеме по сравнению с 2021 годом.
За последние пять лет непродовольственные товары составляли в среднем 61,7% и максимум 66,6% всех розничных продаж.
Региональный разрез
В течение 12-месячного периода с января по декабрь 2022 года Акмолинская область показала самую низкую долю непродовольственных товаров в розничной торговле — 51,3%. Напротив, в Абайской области доля таких товаров была самой высокой и составила 78,7%. Для сравнения, Алматинская и Шымкентская области имели 77,2% и 71% непродовольственных товаров в их розничной структуре соответственно.
Разрез форм собственности
В 2022 году внушительный объем розничной торговли пришелся на частные организации — 13,7 трлн тенге, что на 15,8% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Иностранные компании также продемонстрировали значительный рост, составив 2,1 трлн тенге, что соответствует увеличению стоимости на 34,8%.
Разрез размерности предприятий
Наибольший объем розничной торговли по размеру пришелся на малые предприятия, общая стоимость сделок которых составила 10,1 трлн тг, что на 13% больше, чем в предыдущем году. За ними следуют крупные предприятия, объем сделок которых вырос на 29,6% и составил 3,9 трлн тг, а средних — 1,8 трлн тг, плюс 24,3%.
Заключение
За 12-месячный период с января 2022 года по декабрь 2022 года цены на непродовольственные товары в розничной торговле резко выросли, увеличившись на 13,5%, что является самым высоким темпом роста с 2017 года .
Рост розничных цен на продовольственные товары при этом составил рекордные 19,3%.
Читайте также: