АСТАНА — Экономический рост в Центральной Азии, по прогнозам, останется неизменным на уровне 3,9 процента в 2023 году, что будет сдерживаться слабым внешним спросом, ростом инфляции и сбоями в глобальной цепочке поставок, согласно последнему докладу Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы», опубликованному 11 января. В 2022 году рост достиг 3,9 процента, по сравнению с 5,1 процента в 2021 году.
Ожидается, что в государствах Центральной Азии только в Казахстане экономика вырастет с 3 процентов в 2022 году до 3,5 процента в 2023 году и 4 процента в 2024 году. Инфляция, однако, достигла своего рекордного уровня в 19,6 процента за последние 14 лет.
Экономический рост Узбекистана снизится с 5,7 процента в 2022 году до 4,9 процента в 2023 году, Таджикистана – с 7 процентов в 2022 году до 5 процентов в 2023 году, Кыргызстана – с 5,5 процента в 2022 году до 3,5 процента в 2023 году. В докладе, однако, не приводятся какие-либо данные по Туркменистану.
Эксперты Всемирного банка прогнозируют, что рост в Европе и Центральной Азии (ЕЦА) достигнет всего 0,1 процента в 2023 году, снизившись на 1,4 процентных пункта после пересмотра в июне. Ожидается, что рост ускорится до 2,8 процента в 2024 году. Продолжающаяся война в Украине является основным фактором, приводящим к падению экономик в Европе и Центральной Азии.
Пониженный прогноз также отражает влияние перекрытий поставок энергоносителей в России на Европейский союз (ЕС) и ужесточение денежно-кредитной политики в ЕС.
«Хотя большая часть прогнозируемой слабости регионального роста в этом году обусловлена дальнейшим снижением производства в России, прогнозы роста на 2023 год были понижены для более чем 80 процентов экономик ЕЦА», — говорится в докладе.
За исключением России и Украины, экономики ЕЦА, по прогнозам, вырастут на 2,1 процента в 2023 году.
«Ожидается, что рецессия в России и замедленный рост в Китае окажут давление на активность, особенно на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Ожидается также, что региональная активность будет по-прежнему сдерживаться ужесточением условий финансирования, поскольку центральные банки борются с инфляцией выше целевого уровня. Ожидается, что объем производства в 2023 году упадет на 5,7 процента ниже допандемических тенденций», — говорится в докладе.
Перспективы мрачны не только для всего региона ЕЦА, но и для всего мира. Прогнозируется, что мировая экономика вырастет на 1,7 процента в 2023 году и на 2,7 процента в 2024 году, что является самым медленным показателем почти за три десятилетия. Однако малые государства, страны с населением 1,5 миллиона человек или менее, особенно уязвимы, учитывая их сильную зависимость от внешней торговли, слабую диверсификацию и растущую задолженность.
Всемирный банк предупредил о более мрачных перспективах в случае затяжной войны и углубления энергетического кризиса.
«Кризис, с которым сталкивается развитие, усиливается по мере ухудшения перспектив глобального роста, – заявил Президент Группы Всемирного банка Дэвид Малпасс. «Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны сталкиваются с многолетним периодом медленного роста, обусловленного тяжелым долговым бременем и слабыми инвестициями, поскольку глобальный капитал поглощается развитыми экономиками, сталкивающимися с чрезвычайно высоким уровнем государственного долга и растущими процентными ставками. Слабость роста и инвестиций в бизнес усугубит и без того разрушительные развороты в образовании, здравоохранении, бедности и инфраструктуре, а также растущие требования от изменения климата».