3 января (Рейтер) — Tesla Inc. (TSLA.O) Акции компании начали 2023 год с прошлогодней точки, упав во вторник примерно на 13% на фоне растущих опасений по поводу ослабления спроса и логистических проблем, затрудняющих поставки для самого дорогого автопроизводителя в мире.
Компания Tesla, когда-то стоившая более $1 трлн, потеряла более 65% рыночной стоимости за бурный 2022 год. Падение во вторник привело к снижению рыночной стоимости Tesla почти на 50 миллиардов долларов, что примерно равно оценке конкурирующей компании Ford Motor Co. (F.N), которая в прошлом году продала в три раза больше автомобилей, чем Tesla.
Распродажа произошла после того, как Tesla не дотянула до прогнозов по поставкам в четвертом квартале, несмотря на то, что отгрузила рекордное количество автомобилей. Снижение во вторник сделало компанию худшим показателем S&P 500 за день.
Несколько аналитиков с Уолл-стрит заявили, что ожидают усиления давления на акции в ближайшие месяцы, поскольку компания сталкивается с более жесткой конкуренцией со стороны других автопроизводителей и слабым мировым спросом.
По крайней мере, четыре брокерские компании снизили свои ценовые цели и оценки прибыли во вторник, указывая на промах в поставках и решение Tesla предложить больше стимулов для повышения спроса в Китае и США, двух крупнейших мировых автомобильных рынках.
«Спрос в целом начинает понемногу давать трещины для Tesla, и компании придется приспосабливаться и снижать цены, особенно в Китае, который остается ключевым для истории роста», — сказал аналитик Wedbush Securities Дэн Айвз.
В последние несколько месяцев мировые автопроизводители боролись со спадом спроса в Китае, автомобильном рынке номер один в мире, где распространение COVID-19 ударило по экономическому росту и потребительским расходам.
Tesla предлагает там значительные скидки, а также субсидирует расходы на страхование.
Показатели производителя электромобилей в 2022 году были одними из худших в базовом индексе S&P 500. Акции Tesla в последний раз торговались на уровне $107,11, а ее рыночная стоимость снизилась примерно на $400 млрд с тех пор, как главный исполнительный директор Элон Маск получил финансирование для покупки компании Twitter, специализирующейся на социальных сетях.
Сейчас Tesla стоит около $340 млрд. и по-прежнему является самым дорогим автопроизводителем в мире, несмотря на то, что ее производство лишь немногим уступает таким конкурентам, как Toyota Motor Corp. (7203.T).
В четвертом квартале Tesla поставила 405 278 автомобилей, что ниже прогноза аналитиков в 431 117, по данным Refinitiv. За весь 2022 год поставки выросли на 40%, не дотянув до 50%, запланированных Маском.
Результат «был достигнут за счет более высоких стимулов, что указывает на снижение цен и маржи», — говорится в записке брокерской компании J.P.Morgan, которая понизила свой ценовой ориентир на 25 долларов до 125 долларов.
Нехватка средств высветила логистические трудности, с которыми сталкивается компания, известная своей спешкой поставок в конце квартала. Разрыв между производством и поставками увеличился до 34 000 автомобилей, поскольку все больше машин застревают в пути.
Автопроизводитель также планирует запустить сокращенный график производства в январе на своем заводе в Шанхае, продлив снижение объемов производства, начатое в декабре, до 2023 года, сообщает Reuters.