-6.1 C
Алматы
ДомойО главном прямо сейчасLRT в Нур-Султане достроят за 577 миллионов долларов - аким

LRT в Нур-Султане достроят за 577 миллионов долларов — аким

Сегодня, 29 июня 2022 года, аким Алтай Кульгинов заявил, что LRT в Нур-Султане достроят за 577 миллионов долларов. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.

Отметим, что интервью аким дал порталу Tengrinews.kz.

Что будет с LRT в Нур-Султане?

— Этот вопрос волнует не только жителей города. Проект капиталоемкий, с историей. После поручения Президента мы дополнительно проанализировали со специалистами, что делать дальше, рассмотрели несколько вариантов.

Один из них — вариант демонтажа. Каждая опора весит 220 тонн, таких опор построено свыше 500. Много денег потрачено на строительно-монтажные работы, которые, кстати, получены в заем. Его мы погашаем из республиканского и местного бюджетов, около 475 миллионов долларов. Если демонтировать, то государственные деньги будут потрачены неэффективно.

Второе, рассмотрели урбанистический проект — общественное или пешеходное пространство. Пришли к тому, что с учетом потраченных средств это будет супердорогой проект. А учитывая наши климатические условия, будет работать только в летнее время. Следует отметить, что при реализации данного варианта мы бы не смогли реализовать его на всей протяженности — 22 километра.

Следующий вариант — альтернативный вид транспорта — запуск электроавтобусов на эстакаде. Но наши партнеры — консорциум китайских компаний — не согласились с данным вариантом, аргументируя, что инженерные конструкции изначально спроектированы только под легкорельсовый транспорт, поэтому этот вариант тоже отпадает.

LRT.
LRT в Нур-Султане достроят за 577 миллионов долларов.

Вернулись к первоначальному проекту LRT в Нур-Султане. Посмотрели и учли ежегодную динамику роста числа жителей, увеличение автотранспорта. Сейчас видим заторы на основных магистральных артериях города. Например, аэропорт, выезд из Косшы, проспекты Кабанбай батыра, Туран, улицы Сыганак, Туркестан.

Также учитывая, что этот район активно развивается, в том числе построена новая мечеть на 30 тысяч человек, ТРЦ Mega Silk Way, спортивные и медицинские объекты («Алау», «Астана-Арена», велотрек, Дворец единоборств «Жекпе-жек», Национальный научный центр материнства и детства, Национальный центр нейрохирургии и другие).

Далее по улице Сыганак — ТРЦ «Абу-Даби Плаза», башня «Казахстан», вся аллея «Мынжылдык», которая в течение 5-7 лет будет застроена до нового вокзала. Учитывая вышесказанное, данная линия легкорельсового транспорта будет востребована уже в ближайшей перспективе.

Теперь расскажу в цифрах: по условиям договора все расчеты осуществляются в иностранной валюте, первоначально по этому проекту заем от Китайского банка развития на 20 лет был под 4,9 процента в долларах. В целях экономии в 2019 году мы перевели заем из иностранного банка в наши, казахстанские, тем самым снизили процент до 3,25. Если бы мы платили 20 лет, то проект обошелся бы в 2,6 миллиарда долларов. Теперь мы перешли на внутренний заем.

В Центр урбанистики поступило свыше 400 предложений от общественности и экспертов. Свыше 51 процента — за завершение проекта, 42 процента — за альтернативные варианты, 7 процентов — за полный снос. Получили предложения также от международных транспортных организаций.

Следует отметить, что с момента подписания контракта Казахстан выдал аванс китайскому консорциуму в размере 377 миллионов долларов. Этот аванс должен быть задействован, когда 60 процентов объема работ будут выполнены, сейчас аванс не задействован.

Кульгинова снимут. Новым акимом станет Маржикпаев. Bizmedia.kz
LRT в Нур-Султане достроят за 577 миллионов долларов.

Если мы расторгаем договор, это грозит нам международным арбитражем. Это международные договоры, и они должны выполняться. Еще мы должны китайскому консорциуму за выполненные строительно-монтажные работы 116 миллионов долларов, но еще не отдали этот долг. Порядка 1 миллиарда уже потрачено с учетом займа, аванса, проделанной работы. Точку невозврата мы прошли, целесообразно достроить проект LRT.

Мы также изучили международный опыт. Например, в европейских городах также в начале строительства аналогичного вида транспорта была критика, а как построили, стал пользоваться спросом.

Из всех этих вариантов целесообразно достроить с учетом финансовых обязательств и потраченных средств.

Будет ли достраивать первоначальный проект?

— Нет. Проект оптимизировали, из 18 станций оставляем 8. Из 19 запланированных подвижных составов (один состав состоит из 4 вагонов) на первом этапе достаточно 5 составов. Интервал составит 15 минут.

Чтобы достроить первоначальный проект, нужно было свыше 1 миллиарда долларов. С учетом оптимизации нужно 577 миллионов долларов на завершение — экономия в два раза. Китайские партнеры говорят, если мы будем обеспечивать непрерывное финансирование, то с момента начала строительства в течение двух лет достроят и сдадут в эксплуатацию.

Последний разговор с партнерам был в этом месяце. Но теперь самый главный вопрос — источник финансирования. Я рассказывал, что из китайского банка перешли на внутренние банки, весь 2020 год пандемии все банки приостановили переговоры.

LRT.
LRT в Нур-Султане достроят за 577 миллионов долларов.

В 2021 году пошло оживление, с несколькими международными банками вели переговоры в течение года, в итоге все отказались даже при правительственной гарантии. Отказались как международные, так и внутренние банки. Остается один вариант финансирования — из бюджета, все равно выплаты по заемным средствам осуществляем из бюджета с процентами.

Сколько будет стоить содержание LRT в Нур-Султане

— Субсидирование LRT обойдется, по предварительным расчетам, в 3 миллиарда тенге на обслуживание каждый год. Для сравнения: ежегодно на субсидирование общественного транспорта в Нур-Султане из местного бюджета выделяем 13 миллиардов тенге.

Общественный транспорт не бизнес, а социальный проект. В международной практике общественный транспорт мало где окупается. Самым целесообразным и логическим вариантом остается достроить LRT.

LRT.
LRT в Нур-Султане достроят за 577 миллионов долларов.

Общественный транспорт нам нужен. Пассажиропоток в автобусах ежедневно составляет 700 тысяч человек.

По первоначальным расчетам, каждый день 25-30 тысяч человек. Когда линия будет полностью задействована, количество пассажиропотока будет увеличиваться. Как вариант, «Абу-Даби Плаза» в будущем можно будет рассматривать как накопитель, чтобы напрямую попасть в аэропорт.

Самое главное – достроить проект. Проблему надо решать.

Bizmedia.kz — в ТелеграмИнстаграмФейсбук и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также:

Свежее

В Казахстане рабочим разрешат проводить забастовки

Мажилисмены приняли приняли в первом чтении проект закона о забастовках, поскольку с начала этого года количество митингов и забастовок в стране значительно возросло.

В Казахстане суммы изъятия пенсионных накоплений уменьшились почти в 30 раз

С 1 апреля объем снятия излишков пенсионных накоплений резко сократился - в 28 раз

Условия перевода школьников на дистанционный формат обучения озвучили в Астане

Заместитель руководителя ДСЭК г. Астана Жанна Пралиева рассказала, будут ли школьники и студенты переведены на онлайн обучение случае реоста заболеваемости ОРВИ

В Казахстане появится официальный сайт для подачи петиций

Официальный сайт для подачи петиций запустят в Казахстане. Порядок подачи петиций был рассмотрен Мажилисом.

Не пропусти

КФГД утвердил предельные (максимальные) ставки вознаграждения по депозитам на январь 2023 года

Казахстанский фонд страхования вкладов утвердил предельные (максимальные) ставки по депозитам в тенге на январь 2023 года. Ставки остались неизменными по сравнению с ранее утвержденными декабрьскими значениями

Инфляция в Казахстане по итогам ноября снизилась на 0,2% и составила 19,6% в 2022 году

Инфляция в ноябре составил 1,4%, что на 0,2% меньше, чем в октябре. Цены на продукты питания выросли на 1,8%.

Курс рубля к тенге в обменниках Алматы на сегодня

Здесь собраны обновленные данные по курсу российского рубля к...

Эксперты: Инфляция в 1 квартале 2023 разгонится до 23-24%

НБРК объявил о повышении базовой ставки на 0,75 процентного пункта, с 16% до 16,75%. Нацбанк утверждает, что цикл повышения базовой ставки подходит к концу, сообщает Bizmedia.kz. При этом, эксперты отмечают, что инфляция в 1 квартале 2023 достигнет 23-24%

Минфин: Казахстанцам не планируют списывать кредиты в ближайшее время

Вице-министр финансов РК Ержан Биржанов прокомментировал вопрос о том, насколько возможно проведение в стране еще одной кредитной амнистии.
Август Макаровhttps://bizmedia.kz/
Родился и вырос на севере Казахстана. В 15 лет переехал в крупнейший мегаполис страны - Алматы. С того дня моей целью стало стать не просто журналистом, а одним из лучших. Потому что мои амбиции, как у великих людей. Хочется оставить след после себя. Умею писать обо всём. Но особенно про жизнь, деньги и людей. К своим работам подхожу ответственно - пишу только правду. Можете посмотреть мои материалы на этом сайте. Правда и честность для меня две важнейшие вещи в журналистике. Только благодаря им можно запомниться людям и завоевать доверие.

Bereke Bank, ВТБ, КЗИ и Заман-Банк в 2022 году имеют чистый убыток в 354 млн тенге

Национальный Банк опубликовал обзор банковской статистики за 2022 год. Чистый убыток зафиксирован у четырёх банков.

Глава Нацбанка: Если не будет экономических шоков, то базовую ставку в Казахстане повышать не будут

Председатель Национального банка Галымжан Пирматов заявил, что Казахстан подходит к концу цикла, когда он повышает базовую ставку.

Инфляция в Казахстане достигнет 20-21% к концу 2022 года

Согласно последнему прогнозу Нацбанка, инфляция в Казахстане достигнет 20-21% к концу 2022 года. Ожидается, что уровень инфляции достигнет пика в первом квартале 2023 года, а затем начнет медленно снижаться