После сильных мартовских показателей в апреле автопродажи в Казахстане просели — минус 8%. Мировой авторынок за это время скатился в минус сразу на 25%. Впрочем, в Казахстане ситуация может выправиться: местные автопроизводители наладили цепочки поставок необходимых комплектующих и наращивают выпуск. Подробности узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Ещё в марте 2022 года казахстанские автодилеры продали 10,8 тыс. новых автомобилей, что сразу на 28% больше по сравнению с мартом 2021 года, в то время как в мире наблюдался спад на 14%, пишут в исследовании Finprom.kz.
- Однако уже в апреле глобальный автокризис настиг и нашу страну: за месяц в РК было продано 9,2 тыс. новых легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, на 8,4% меньше по сравнению с апрелем 2021 года. Самыми популярными брендами по продажам новых легковых автомобилей в апреле текущего года в Казахстане стали Chevrolet (3 тыс. ед.), Hyundai (1,8 тыс. ед.), Kia (968 ед.), Toyota (950 ед.) и Lada (798 ед.).
При этом в мире ситуация заметно плачевнее, чем у нас: так, по данным консалтинговой компании LMC Automotive, за апрель было продано 5,4 млн новых легковых автомобилей — на 24,6% меньше, чем годом ранее, а, к примеру, в странах Восточной Европы (включая Турцию) апрельские продажи упали сразу на 41,2% за год.
Напомним: глобальный автомобильный рынок продолжает отрицательную динамику продаж новых автомобилей, связанную с длительными перебоями в поставках из-за дефицита полупроводников (чипов). Эти перебои усугубляются проблемами логистики из-за нового геополитического кризиса, связанного с военными действиями России в Украине. Кроме того, негативно сказалась на ситуации новая вспышка всё ещё не отступившей пандемии COVID-19 в Китае.
Проблемы отразились и на импортных поставках автомобилей. Общемировые кризисные тенденции очевидны в том числе на примере спада импорта в РК: за первый квартал текущего года в республику завезли всего 12,7 тыс. легковых автомобилей и прочих подобных моторных транспортных средств — сразу на 29% меньше, чем годом ранее. Для сравнения: показатели первого квартала прошлого года демонстрировали почти двукратный рост.
В частности, 37% поставок пришлось на Россию — это 4,7 тыс. авто, на 26% меньше, чем год назад.
Производство авто в Казахстане и мире
В то же время динамика может вновь переключиться на позитивные рельсы: производство новых отечественных легковых автомобилей выросло за год на 19,2% и составило за январь–апрель 2022 года 27,3 тыс. авто. Их сборку в РК осуществляют два главных автозавода — костанайский «СарыаркаАвтоПром» и алматинский Hyundai Trans Kazakhstan, причём именно автомобили производства этих отечественных компаний возглавляют рейтинги всех автопродаж новых легковых по РК.
МИИР РК сообщает, что отечественные автопроизводители планируют выпустить 109 тыс. автомобилей за 2022 год. Для справки: за 2021 год было выпущено 93 тыс. единиц техники.
- В свою очередь автопроизводители постоянно ведут переговоры с партнёрами по увеличению квот на поставки комплектующих для наших автопредприятий. В частности, ситуацию с ограниченными поставками комплектующих Hyundai Trans Kazakhstan решил в результате переговоров с Hyundai Motor Company из Южной Кореи: это позволит увеличить выпуск автомобилей с июля в два раза, до 4 тыс. ежемесячно, и выйти на полную производственную мощность завода в 45 тыс. авто ежегодно. «СарыаркаАвтоПром» в свою очередь планирует поставлять в автосалоны ежемесячно до 7 тыс. автомобилей.
В денежном выражении производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов за январь–апрель 2022 года составило 305,5 млрд тг. В региональном разрезе более 90% объёма производства ожидаемо пришлись на Костанайскую область — 146,5 млрд тг (завод «СарыаркаАвтоПром») и город Алматы — 130,1 млрд тг (Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto).
- Тем временем производство автомобильных частей и принадлежностей за год выросло сразу в 3,5 раза и составило за январь–апрель текущего года 97,3 млрд тг. Для сравнения: в аналогичном периоде годом ранее прирост составлял лишь 21%.
Заметим: казахстанский автопром, несмотря на непростые условия, не только наращивает выпуск, но и углубляет местное производство. Большинство стран с развитой автомобильной промышленностью планомерно переходили от крупноузловой к мелкоузловой сборке (CKD), подразумевающей полный цикл производства, включая сварку, окраску и сборку кузовов. Казахстан не стал исключением: так, в текущем году завод «СарыаркаАвтоПром» планирует запустить CKD-производство автомобилей Chevrolet Nexia, Kia Sportage и Lada Granta.
В свою очередь Hyundai Trans Kazakhstan в текущем году освоил мелкоузловое производство модели Hyundai Tucson. На предприятии методом CKD производятся две модели — Hyundai Accent и Hyundai Tucson.
В целом, наравне с обеспечением рынка машинами собственного производства, углубление местного содержания — цель большинства стран, выпускающих автомобили. К примеру, хорошие показатели демонстрирует вьетнамский авторынок — относительно небольшой, но самый быстрорастущий в Юго-Восточной Азии. Доля местного содержания в автопроме Вьетнама составляла в 2018 году 10%, цель — 35%–40%.
- Автопром получает от правительства значительную поддержку и защиту. Даже после отмены 30%-го налога на импорт авто в 2018 году, правительство Вьетнама ввело так называемый Vehicle Type Approval certification, заметно ограничивающий импорт и соответственно давление на местное производство в момент становления и развития.
Такие меры защиты вполне себя оправдали: по свежим данным, в марте текущего года во Вьетнаме было продано 45,8 тыс. новых автомобилей, большая часть из которых — местного выпуска, что на 16% больше по сравнению с мартом 2021 года.
Впрочем, есть и «плохие» примеры. Так, обратная ситуация сложилась в автопроме Кении. Автомобильные дилеры Кении сталкиваются с острой конкуренцией со стороны импортёров подержанных автомобилей. В основном подержанные автомобили ввозятся из Японии и ОАЭ.
Правительству страны не хватило политической воли чтобы защитить местный автопром. В связи с этим, после выпуска своего первого автомобиля ещё в конце 80-х годов (Nyayo Car), развитие автопроизводства буксует, а речи о наращивании уровня местного содержания вообще не идёт.
В Кении действует четыре предприятия по сборке автомобилей с совокупной производственной мощностью сборки около 46 тыс. единиц в год, однако все они работают ниже производственных мощностей, что сказывается отрицательно не только на выпуске, но и, к примеру, на трудоустройстве кенийцев в этом секторе (заводы обеспечивают работой лишь 1,5 тыс. человек).
Топ-10 продаж новых авто в Казахстане
- Горячая десятка продаж автомобилей из автосалона продолжает обновляться. Модели-бестселлеры, наличие которых напрямую связано с российским производством, теряют своих покупателей. Это влияет и на общую картину продаж — 8295 машин покинули автосалоны: минус 17.5 % по сравнению с маем 2021 года и минус 10 % в сравнении с апрелем текущего года, сообщается на сайте «Колеса».
И да, второй месяц подряд динамика продаж отрицательная. Из-за дефицита автомобилей, а также нарушений поставок автомобилей из России рынок 2022 года проигрывает прошлому 10 %.
Лидерство модельного зачёта, как и в апреле, держится за седаном узбекского производства, собранным в Костанае, — это Chevrolet Cobalt, продано 2630 машин. А могло и больше, были бы они в наличии. После старта льготного автокредитования это одна из самых востребованных машин на рынке.
Второе место за Hyundai Elantra, но отрыв почти в 1500 авто — ушло 593 седана. Кроссовер Tucson замыкает тройку лидеров с количеством 391.
- Невыдающиеся результаты по-прежнему у «Лады» — продажи Granta держатся на отметке 300–400 машин в месяц, ну а летом может быть и ещё меньше из-за почти двухмесячного простоя АВТОВАЗа. Седаны в упрощённом виде и с выхлопом Евро-2 запустили в производство 8 июня, но автомобили в таких версиях не смогут попасть на рынок Казахстана. Зато в этом месяце поднялась в топ-10 модель Vesta — она закрыла рейтинг с 213 машинами.
Нет в текущем месяце трёх популярных седанов: Toyota Camry, Hyundai Accent и Kia Rio. Они уступили позиции внедорожнику Land Cruiser Prado 150 (продано 256 машин), а также китайскому JAC J7 (230 авто в мае).
Заморозка поставок Camry и RAV4 с питерского завода заметно бьёт по результатам продаж «Тойоты» — отставание от 2021 года (пять месяцев) уже составляет 1855 автомобилей, или минус 33 %.
Топ-5 марок на рынке новых автомобилей по итогам мая 2022 года
Позиция | Марка | Продажи в мае 2021 года (ед.) |
1 | Chevrolet | 2630 |
2 | Hyundai | 1752 |
3 | Kia | 914 |
4 | Lada | 831 |
5 | Toyota | 641 |
- Зато выросли продажи Lexus за счёт старта продаж нового LX 600 в Казахстане — в мае поднялись до отметки 251 автомобиль.
Конкурирующий Infiniti, к примеру, продал только 25 машин, но бренд продолжает расширение, несмотря на привязку к российскому офису, на авторынке нашей страны. В мае в столице открылся новый фирменный автосалон, отвечающий стандартам марки. Продажи пяти месяцев 2022 года показывают 10-процентный рост в сравнении с 2021 годом — 194 машины против 175.
Растёт торговля у китайских марок. JAC в мае продал, не без помощи льготного автокредита, 297 единиц. Занимает своё место на орбите Chery — ушло 207 машин. И ровно сотня машин реализована от совсем свежего игрока EXEED, он же, по сути, люксовый вариант «Чиури».
При этом заметно упали результаты у Renault — в мае с витрин отпущено 70 автомобилей (в прошлом году были продажи на уровне 300). Из-за остановки выпуска в Москве и Тольятти и передачи долей бизнеса по рублю за каждое предприятие о поставках французских машин российского разлива можно забыть лет на пять точно.
Читайте также: