На дорогах Казахстана всё ещё очень много старых авто: половина автопарка — старше 20 лет. А вот количество новых — выросло на 12% за год. Это уже почти 14% от автопарка страны. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Легковые автомобили возрастом более 10 лет к началу текущего года занимали 63,4% от всего автопарка, против 64,5% годом ранее. Это 2,4 млн авто, на 3,5% меньше, чем год назад, говорится в исследовании Energyprom.kz.
В то же время доля новых легковых автомобилей (возрастом менее трёх лет) составляла 13,6% против 12% годом ранее. Это 516,8 тыс. «железных коней», плюс 11,7% за год.
В целом количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах РК за год сократилось на 1,9%, до 3,8 млн авто к началу текущего года.
При этом в текущем году БНС АСПиР РК изменило методологию и данные по легковым автомобилям. В частности, появились данные, что к марту текущего года половина всех легковых автомобилей в РК не просто возрастная, а старше 20 лет (почти 2 млн авто).
Высказывались предположения, что автопарк страны можно обновить при условии значительного снижения сбора за первичную регистрацию автомобиля, а также снижения или отказа от утильсбора.
Однако сбор за первичную регистрацию сегодня напрямую призван не допустить на рынок РК лишь аварийно-опасные устаревшие автомобили, и практически не отражается на покупателях новых авто, которые действительно способны качественно улучшить автопарк страны.
- Так, сборы за первичную регистрацию для автомобилей возрастом до трёх лет составляют лишь 50 МРП, чуть более 153 тыс. тг. Более того, регистрация автомобиля возрастом до двух лет и вовсе обойдется лишь в 0,25 МРП — несущественная сумма.
А вот для авто старше трёх лет показатель составляет уже 500 МРП. Таким образом этот вид сборов фактически служит своеобразным «фильтром» для старых «железных коней», и только.
Утильсбор тем временем снижен на 50%, новая ставка варьируется в зависимости от объёма двигателя от 230 тыс. до 1,8 млн тг.
Как пытаются решить проблемы старых авто в Казахстане
- Заметим: наблюдаются попытки сравнить утильсбор в РК с европейским. В то же время в странах ЕС в принципе иная система сборов и налогообложения, причем в каждой стране своя, и непосредственно утильсбора может вообще не быть.
Однако, например, взымается экологический налог на транспорт: в частности, в Великобритании он варьируется от 10 фунтов до 2365 фунтов в год в зависимости от типа двигателя и количества выбросов CO2 на километр, а в Германии составляет 2 евро на 1 грамм выбросов CO2.
Для справки: в Казахстане ежегодный налог на такие популярные автомобили как Toyota Corolla и Hyundai Solaris с объёмом двигателя 1,6 л составит менее 10 тыс. тг, а на Toyota Camry с объёмом 2,5 л — 21,9 тыс. тг. В то же время, к примеру, в Великобритании, в зависимости от типа двигателя и выбросов CO2 на км, налоги на Toyota Corolla (1,6 л), Hyundai Solaris (1,6 л) и Toyota Camry (2,5 л) со второго года составят по 89,5 тыс. тг (165 фунтов стерлингов).
А в первый год налоги на Toyota Corolla и Hyundai Solaris и вовсе составят 317,4 тыс. тг (585 фунтов стерлингов) из-за выбросов в пределах 151–170 г на км, а на Toyota Camry — уже 512,7 тыс. тг (945 фунтов стерлингов), с учётом выбросов в рамках 171–190 г на км.
В Германии, в зависимости от объёма двигателя и выбросов CO2, ежегодный налог на Toyota Corolla (1,6 л) составит 79,3 тыс. тг (171 евро), на Hyundai Solaris (1,6 л) — 74,7 тыс. тг (161 евро), а на Toyota Camry (2,5 л) — уже 101,2 тыс. тг (218 евро).
- Стоит добавить, что для ЕС (как и Японии, Кореи и других странах-автопроизводителей) нет опасности того, что рынок заполонит автохлам из соседних государств — у этих стран не стоит экологической задачи уберечь автопарк от такого развития событий. Однако на наших дорогах устаревшие автомобили в небезопасном состоянии из ЕАЭС и в первую очередь соседней России уже провоцируют ДТП и в целом повышают риск аварийности.
Еще один важный момент: сегодня сборы, особенно чувствительные для устаревших автомобилей, не только защищают дороги РК от повышенной аварийности и экологической нагрузки, но и призваны поддержать отечественный автопром, который в последние годы вышел на стабильной и весьма неплохой рост.
Показательный пример важности такой политики и негативных последствий при её отсутствии — Украина. С одной стороны, автопром Украины после отмены государством заградительных мер для защиты отечественных автопроизводителей существенно сократил выпуск автомобилей: с более чем 400 тыс. автомобилей в год в 2008 году до лишь порядка 8 тыс. за 2021 год. С другой стороны, из почти 500 тыс. импортированных и прошедших первичную регистрацию автомобилей на подержанные приходится сразу 80%.
Еще сравнение и анализ
Однако есть и вполне позитивный обратный пример: соседний Узбекистан. В этой стране автопром пользуется всецелой поддержкой государства, и продолжает расти и развиваться. Более того, в текущем году Узбекистан снизил таможенные пошлины на новые автомобили возрастом до 1 года вдвое — с 30% до 15%.
- Это говорит о том, что они уже не боятся конкуренции на внутреннем рынке. При этом заградительные меры в отношении «молодых» автомобилей возрастом более года и подержанные авто остались без изменений.
Ещё пример удачной политики — Южная Корея: страна закрыла импорт иностранных автомобилей с момента зарождения своего автопрома, и отменила запрет лишь к 2012 году, сумев сначала стать конкурентноспособной не только на внутреннем рынке, но и в мире. Так, по данным Международной организации автопроизводителей OICA Южная Корея сейчас занимает одну из лидирующих позиций по производству автотранспортных средств: за 2021 год страна замыкала ТОП-5 с 3,5 млн произведённых машин.
- Развитие автомобильной промышленности в стране привело к существенному развитию местной металлургии и росту продаж продукции в смежных сферах.
Заметим: вклад автомобильной промышленности в глобальную экономику весьма ощутим, даже с учётом трудностей отрасли, связанных с дефицитом полупроводников и логистическими проблемами. Согласно исследованию «ПромРейтинг», 15% мирового ВВП суммарно или косвенно приходится на автопром, а каждый занятый непосредственно в автопроме обеспечивает работой еще от 8 до 10 человек из смежных отраслей.
Так, к примеру, в странах — лидерах по продажам новых легковых автомобилей за 2021 год доля автомобильной промышленности в ВВП варьируется от 3% (в США) до 10% (в Китае, Японии и уже упомянутой Южной Корее).
- В РК автопром лишь набирает обороты, хотя рост его веса в промсекторе уже говорит об огромном потенциале. По данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса, 3 из 5 проданных новых автомобилей в Казахстане — отечественного производства. К тому же, в отличие от спада продаж новых автомобилей в мире, в РК продажи растут.
Но сейчас определённо не время подрывать только вставшее на ноги отечественное производство. Сравним: в уже упомянутом Узбекистане доля автопрома от обрабатывающей промышленности в 2021 году составила 8,5% (и 4,5% от ВВП в 2020 году), в то время как в Казахстане — пока лишь 4,4%.
- Возвращаясь к теме автопродаж, стоит отметить ещё один момент: как уже было упомянуто, большинство новых авто, продаваемых в РК — местного производства. Заметно увеличить продажи за счёт новых же импортных автомобилей невозможно: автопродажи буксуют во всём мире, что усугубляется очередным геополитическим кризисом. Фактически в РК дефицит и так ощущается заметно слабее, чем в целом в мире.
Позитивную роль для внутреннего рынка Казахстана сыграет (и это уже видно) не импорт, а новая программа автокредитования в РК: ожидается, что только за май-июнь в рамках этой программы казахстанцы приобретут порядка 10 тыс. новых авто.
- И наконец, подержанные автомобили вовсе не отличаются доступными ценами. Так, стоимость подержанных легковых авто на казахстанском рынке выросла по итогам апреля текущего года сразу на 16% за год. Причем дело не в текущем кризисе: годом ранее рост цен также был вполне значительным — на 8,9%.
К слову, из-за нехватки новых автомобилей спрос на подержанные легковые автомобили вырос во всем мире. В частности, в США был отмечено рекордное подорожание б/у-автомобилей: на 14,1% за год. В соседней же России цены выросли сразу на 72% за год. Те подержанные автомобили, которые могут быть в итоге проданы в Казахстан по остаточному принципу, улучшить местный автопарк точно не смогут.
Количество и возраст автомобилей подсчитали в Казахстане
Количество транспортных средств в Казахстане и их возраст подсчитали в Бюро национальной статистики.
«По состоянию на 1 апреля количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане составило 4 миллиона 366,9 тысячи единиц. Из них 87,8 процента — легковые автомобили, 10,4 процента — грузовые автомобили, 1,8 процента — автобусы», — говорится в сообщении.
Отмечается, что по состоянию на 1 апреля для обеспечения движения легковых автомобилей в большей степени в качестве топлива используется бензин — 87,9 процента, дизельное топливо — 1,9 процента, смешанное топливо — 7,9 процента.
«На 1 апреля в Казахстане преобладают автомобили с годом выпуска, превышающим 20 лет — 50,5 процента, с годом выпуска от 10 до 20 лет — 21,1 процента, от 7 до 10 лет — 14,5 процента, с годом выпуска, не превышающим 3 года — 7,2 процента, с годом выпуска от 3 до 7 лет — 6,4 процента», — заключили в бюро.
Читайте также: