Недавно некоторые СМИ и Telegram-каналы сообщили, что РФ запретила экспорт своих авто. Они добавили, что это коснётся и Казахстан. Однако это не совсем так. Разобрался корреспондент Bizmedia.kz.
Для начала приведём скрин из новости. В ней говорится, что запрет «способен достаточно сильно сократить российский импорт в Казахстан».
На самом же деле действие постановления правительства РФ № 311, запрещающего экспорт из страны в числе прочего автомобилей, машинокомплектов, сельхозтехники и ещё ряда товарных позиций, не распространяется на товары, вывозимые в государства — члены Евразийского экономического союза, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия.
Это говорит о том, что экспорт авто из России находится не под запретом. В двух словах получается так: ограничение по экспорту коснётся только стран, не входящих в ЕАЭС, да и то, не всех.
Но! Для вывоза данных товаров в республики Евразийского экономического союза, и в частности в Казахстан, экспортёрам необходимо будет получить разрешение российского Минпромторга. Об этом говорится в другом постановлении за № 312.
Санкции в адрес России отражаются на Казахстане. Что происходит на авторынке
Из-за российско-украинского конфликта, который находится в активной фазе с конца февраля 2022 года, целый ряд автопроизводителей и связанных с автомобильным миром компаний заявили о прекращении поставок и/или остановке своих заводов на территории России. Одни из них не имеют никакого отношения к Казахстану, а от других мы зависим сильно. Далее будет говориться о событиях последних дней, которые так или иначе связаны с авторынком. Отметим, что информация взята с Kolesa.kz.
Список марок, ограничивших бизнес с Россией, мы оставим на потом, а начнём с цен на новые автомобили в стране. Как известно, ценники в салонах напрямую зависят от курса доллара. По состоянию на 11 марта американская валюта оценивается более чем в 510 тенге против 428 с небольшим за несколько дней до начала событий в Украине. Естественно, цифры в прайс-листах уже изменили. Toyota Camry, к примеру, подорожала почти на 11 %, но наибольшей прибавкой удивил Volkswagen. Так, стоимость некоторых версий Tiguan взлетела сразу на 4.1 млн тенге.
Иностранные заводы остановили конвейеры
Собственно, вместе с поставками уже готовых автомобилей ограничивается и работа автомобильных заводов. Об остановке сборки сообщили в BMW (Калининград), Ford (Москва), Toyota и Nissan (Санкт-Петербург), Volkswagen (Калуга), Škoda (Нижний Новгород), а также предприятия Hyundai/Kia в Санкт-Петербурге и московский завод Renault. В случае с последними двумя, а также площадкой Toyota прекращение работы связано в первую очередь с нехваткой комплектующих. По имеющимся данным, Renault может запуститься уже 14 марта.
Особенно болезненными для Казахстана могут оказаться долгие простои Toyota. Именно оттуда мы получаем Camry и RAV4, делающие большую долю продаж марки в стране. Ударить по нам могут и проблемы у Hyundai с Kia. С российских заводов поставляются машинокомплекты для сборки Accent, Rio и кроссовера Creta, к примеру.
Работа на АВТОВАЗе практически остановилась. Тольятти также зависит от импортных комплектующих. Да и КАМАЗ находится не в лучшем положении. С компанией прекратил отношения Daimler, плюс для марки закрыты поставки дизельных моторов Cummins и коробок передач ZF. В ближайшем будущем завод сосредоточится на производстве грузовиков серии К3 — это те, что с классическими кабинами из 70-х и российскими агрегатами.
Обеспокоенность ситуацией в России высказал альянс Stellantis, в который входят Opel, Peugeot, Citroen, Jeep. На данный момент завод в Калуге продолжает работать, но в интервью зарубежным СМИ глава компании упомянул, что возможность переноса производства за границу или сокращения объёмов выпуска из-за санкций изучается. Позже в заявлении порталу Carscoops представители Stellantis заявили о прекращении экспорта в Европу с калужского предприятия.
О вероятности прекращения поставок и остановке завода говорили и в Mitsubishi Motors, но пока дело до этого не дошло.
АВТОВАЗ сократил выпуск до двух моделей
На следующей неделе, начиная с 16 марта, АВТОВАЗ возобновляет производство в полноценном двухсменном режиме на головном заводе в Тольятти, однако перезапуск коснётся исключительно Lada Granta и Lada Niva Legend, сообщает РБК. Что касается модельной линейки на платформе B0, а это хетчбэки Lada XRay, а также универсалы и фургоны Lada Largus, то их выпуск пока заморожен.
Невзирая на сложные условия, на филиале «Lada Ижевск» продолжаются работы по запуску рестайлинговой Lada Vesta (NG) в серию. При этом персонал, не задействованный в процессе, останется в режиме простоя с сохранением двух третей от среднего заработка.
Из всей вазовской гаммы Granta и Niva Legend наименее зависимы от импортных комплектующих, но даже они уже в базовой комплектации имеют как минимум ABS, компоненты которой приходят из других стран. Поставки из Европы по линии Renault уже прервались, констатируют в «Авторевю».
Неясные перспективы и падение курса рубля привели к тому, что у российских дилеров с 1 марта «лады» даже формально подорожали на 14–30 %. Реальные же цены превышают заводские примерно в полтора раза.
Читайте также: