АСТАНА — Инвестиционная привлекательность Казахстана растет в связи с изменением геополитического ландшафта, говорит Ичиро Такахара, вице-председатель Marubeni Corporation, в недавнем интервью для The Astana Times. Стабильная и безопасная работа уранового проекта остается приоритетом для компании.
Крупнейшая японская торговая компания Marubeni Corporation с 1993 года реализует для Казахстана крупные проекты, связанные с энергетическим, нефтяным и газовым сектором. Модернизация Атырауского НПЗ и инвестиции в производство урана на Харасанских рудниках являются одними из значительных достижений компании.
«С 2007 года мы участвуем в проекте разработки и производства уранового концентрата на Харасанских рудниках вместе с другими японскими компаниями. Благодаря совместным усилиям всех заинтересованных сторон, производство уранового концентрата идет гладко», — сказал Такахара.
Помимо энергетического и нефтяного секторов, Marubeni также инвестировала в транспортный сектор. Компания построила здание внутреннего терминала международного аэропорта в Астане за счет кредита японского правительства. Компания также поставила оборудование для реконструкции путей компании «Казахстан Темир Жолы» в 2003-2005 годах.
Такахара был назначен председателем японо-казахстанского экономического комитета и стал членом Совета по иностранным инвестициям (СИИ) Казахстана в 2020 году.
«Из-за пандемии я не смог принять участие в сессии FIC, но я надеюсь посетить Казахстан на пленарной сессии 2023 года и встретиться с президентом и премьер-министром, правительственными чиновниками, а также с первыми лицами транснациональных компаний», — сказал он.
Такахара также выразил поддержку проводимым в Казахстане социальным и экономическим реформам. Реформы могут дать шанс для новых инвестиционных возможностей иностранным компаниям.
«Благодаря большому опыту работы в различных сферах бизнеса в Казахстане, мы гордимся тем, что работаем с народом Казахстана и вносим свой вклад в хорошие отношения между нашими двумя странами. Мы надеемся на дальнейшее укрепление наших отношений в будущем», — сказал он.
Компания также намерена развивать проекты социальной инфраструктуры по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП).
«Казахстан имеет относительно хорошо организованные законы о ГЧП. Социальная инфраструктура, такая как дороги, городской общественный транспорт, больницы и водоснабжение, играет важную роль в экономическом развитии и социальной стабильности Казахстана. Мы сосредоточимся на этих областях», — добавил он.
Япония предлагает Казахстану заключить Совместный кредитный механизм, в рамках которого Япония финансирует проекты по сокращению выбросов с помощью новейших технологий и взамен делится кредитами на сокращение выбросов. «Обсуждение началось намного раньше других стран региона, но в итоге Казахстан остался последней страной, которая еще не заключила соглашение. Если соглашение будет подписано, Marubeni также планирует предложить несколько проектов-кандидатов», — сказал Такахара.
В последнее время многие японские компании смещают фокус своего бизнеса с России на Центральную Азию в связи с санкциями, наложенными на Россию.
«Казахстан может стать запасным источником поставок из-за богатых природных ресурсов. Marubeni также пытается найти новый источник поставок некоторых товаров из России в Казахстане. Для дальнейшего укрепления этой тенденции мы ожидаем, что должны быть приняты меры по улучшению инвестиционного климата, особенно логистических объектов, в Казахстане, чтобы больше иностранных инвесторов чувствовали себя в безопасности, начиная свой проект в Казахстане», — сказал он.