АСТАНА — Компания Svevind, стоящая за крупнейшим в Европе ветропарком в Швеции, реализует проект по производству зеленого водорода в Мангыстауской области, стремясь сделать Казахстан надежным поставщиком зеленой энергии в виде водорода и аммиака на мировые рынки, сообщил генеральный директор компании Вольфганг Кропп в интервью The Astana Times.
Svevind, частная немецко-шведская группа компаний в сфере возобновляемой энергетики, с 1998 года разрабатывает и эксплуатирует наземные ветроэнергетические, солнечные и водородные проекты. Ее основным активом является Markbygden 1101, крупнейшая и самая мощная береговая ветряная электростанция в Европе.
По словам Кроппа, «зеленый водород» можно производить с низкими затратами только на площадках со значительными возобновляемыми ресурсами, в больших масштабах и на обширных свободных землях.
«В 2018-2020 годах компания Svevind просканировала Евразию и Северную Африку на предмет регионов, которые в будущем могли бы стать местом для реализации нашего видения крупномасштабного производства зеленого водорода. Казахстан и особенно его Мангыстауская область с ее обширными степными пространствами, сильными ветрами и солнечной радиацией выше среднего уровня идеально подходят под эти критерии», — сказал Кропп.
Проект по производству зеленого водорода, который компания реализует в Казахстане, называется Hyrasia One. Хотя переговоры велись в течение последних двух лет, они значительно продвинулись вперед с подписанием инвестиционного соглашения Кроппом и первым заместителем премьер-министра Казахстана Романом Скляром 27 октября в Астане и меморандум о взаимопонимании подписанный премьер-министром Казахстана Алиханом Смаиловым и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен на 2022 Конференции ООН по изменению климата (COP27) 7 ноября в Египте.
14 декабря компания «Свевинд» подписала контракт с компанией ILF Consulting Engineers на проведение концептуального проектного исследования — следующего важного шага в развитии проекта.
«Как и любой дальновидный проект такого масштаба, Hyrasia One изначально был встречен с большим скептицизмом. Однако после первых переговоров и презентаций серьезность нашего видения и планов была признана, и энтузиазм возрос. С тех пор проект пользуется огромной политической поддержкой со стороны властей и правительства Казахстана, включая президента Касым-Жомарта Токаева», — сказал Кропп, который встречался с Токаевым в ноябре 2021 года для обсуждения реализации проекта Hyrasia One.
Тогда Токаев отметил стратегическую важность проекта для Казахстана и заявил, что ход реализации проектов компании в стране будет находиться под его личным контролем.
В условиях надвигающегося энергетического кризиса страны мира обращают внимание на альтернативные источники энергии.
«Европейские страны отчаянно ищут новых поставщиков энергии, предпочтительно «зеленых». Знание о том, что такой крупный проект по производству зеленого водорода уже находится в стадии разработки, безусловно, послужило фактором для начала интенсивных переговоров и, в конечном итоге, подписания меморандума о взаимопонимании между ЕС и правительством Казахстана на КС27″, — сказал Кропп.
Кропп считает зеленый водород устойчивым и безуглеродным энергоносителем в среднесрочной перспективе и «рабочей лошадкой в декарбонизации мировой промышленности и общества».
«Не все отрасли промышленности и не все потребности в энергии могут быть электрифицированы за счет использования возобновляемой электроэнергии, такой как энергия ветра, гидроэнергия и солнечная энергия. Для достижения климатических целей, чтобы стать нетто-нулевым, уже в 2050 году потребуется около 500-800 миллионов тонн зеленого водорода в год. Природный газ утратит свою роль хребта глобальной энергетической системы, и на смену ему придет зеленый водород», — сказал Кропп.
По его словам, производство, которое будет использовать энергию солнечных батарей и ветряных турбин для получения зеленого водорода путем электролиза воды, планируется ввести в эксплуатацию в 2030 году, а на полную мощность электростанция выйдет к 2032 году. Проект предусматривает строительство и эксплуатацию опреснительной установки мощностью 255 000 кубических метров в день, 40-гигаваттной станции возобновляемых источников энергии и 20-гигаваттного производства электролиза воды.
Годовая мощность оценивается в два миллиона тонн зеленого водорода.
Компания также видит значительный потенциал для экспорта в Европу, переживающую непростые времена после сокращения Россией поставок энергоносителей. Производственные мощности завода оцениваются в одну пятую от объема, который ЕС будет импортировать в 2030 году.
«Экспорт этого зеленого водорода или зеленого аммиака, например, в Европу как один из наиболее развитых рынков сегодня — это одна из возможностей использования продукции. Использование водорода в Казахстане или поселение промышленных предприятий в Мангыстауской области — это еще одна очень разумная возможность экспорта в другие страны Евразии, например, в Юго-Восточную Азию», — сказал Кропп.
По его словам, реализация проекта должна иметь широкую общественную поддержку.
«Производство зеленого водорода предлагает огромный потенциал развития для региона и его населения за счет создания новых долгосрочных рабочих мест высокого уровня. Чтобы использовать этот потенциал, нам необходимо доверие, смелость к изменениям и воля к поддержке этого проекта. Проект Hyrasia One будет реализован и эксплуатироваться казахстанским народом, и он создаст добавленную стоимость для казахстанской экономики», — сказал Кропп.
Предварительная стоимость проекта колеблется от 40 миллиардов евро (42,5 миллиарда долларов США) до 50 миллиардов евро (53 миллиарда долларов США). Однако точная стоимость будет известна только после завершения процесса закупки всего оборудования, строительных работ, ветряных турбин и промышленных установок.
«Базовые предположения основаны на текущих рыночных условиях, дальнейшем снижении затрат [e.g., for electrolyzers], технологических усовершенствований и эффекта масштаба с учетом мощности проекта. Расчеты станут точными ближе к окончательному инвестиционному решению, которое планируется принять в 2026 году», — сказал Кропп.
Что касается других потенциальных проектов в Казахстане, Кропп сказал, что сейчас основное внимание уделяется проекту Hyrasia One, но он не исключает возможности запуска проектов в других регионах Казахстана.
«Конечно, Казахстан предлагает другие регионы с аналогичными условиями для производства возобновляемой энергии и зеленого водорода. Конечно, у нас есть планы начать больше проектов в этой великой стране», — добавил он.