На пресс-конференции Ербол Омарханов, директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК), рассказал об усилиях по облегчению долгового бремени проблемных должников. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Почему все начали говорить о долгах казахстанцах в МФО
На расширенном заседании правительства, состоявшемся 12 декабря, президент обратился с серьезной проблемой перегруженности граждан страны долгами, отметив, что более миллиона человек достигли уровня задолженности, превышающего их платежеспособность.
Члены ассоциации, как утверждает Ербол Омарханов, были глубоко озабочены социальными последствиями кредитных услуг и растущим уровнем безнадежных кредитов. Они признавали, что такая ситуация влечет за собой ряд последствий, начиная от финансовых потерь и заканчивая социальными волнениями.
Количество заемщиков — 555 тыс. человек с общей суммой задолженности в 65 млрд тенге
По состоянию на 30 июня 2022 года Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) сообщило, что в микрофинансовых организациях (МФО) насчитывалось 555 тысяч человек с просроченной задолженностью, превышающей 90 календарных дней. Из них 496 тысяч человек касались необеспеченного сектора потребительского онлайн-кредитования, с общей суммой задолженность в размере 65 млрд тенге.
В августе этого года АРРФР и АМФОК объединили усилия для решения проблем, связанных с ростом числа просроченных микрозаймов. Их стратегия была разработана для обеспечения стабильности системы, снижения накопления кредитов и минимизации просрочки.
Количество должников было снижено с 496 тыс. до 140 тыс
Ербол Омарханов сообщил, что количество заемщиков, имеющих просроченные платежи по онлайн микрокредитам, резко сократилось — в 3,5 раза, с 496 тысяч до 140 тысяч человек. Кроме того, 19,3 тысячи должников были полностью освобождены от долгов по микрокредитам на сумму 401,6 млн тенге, а 292,3 тысячи заемщиков получили частичное списание долга на сумму 2 млрд 185,6 млн тенге. Все эти меры были приняты без государственного финансирования и опирались исключительно на финансовые ресурсы самих микрофинансовых организаций.
Проблема неоднократно поднималась
На пресс-конференции было подчеркнуто, что депутаты Мажилиса постоянно высказывали свою озабоченность сектором онлайн-кредитования. В начале этого года фракция «Ак Жол» выдвинула концепцию полного запрета подобных услуг.
В ответ на это были внесены изменения в Закон «О микрофинансовой деятельности», чтобы снизить общую сумму переплат по микрозаймам в два раза и установить обязательные требования по предоставлению отсрочек для заемщиков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направленные исключительно на улучшение этих условий.
Осенью 2022 года депутат Мажилиса Юрий Ли направил запрос в АРРФР с просьбой принять срочные меры по решению проблемы в секторе онлайн-кредитования.
Меморандум об ограничении агрессивного темпа роста выдачи онлайн-займов
Помимо различных мер по реструктуризации и частичному прощению части долгов заемщиков, представители МФО также составили меморандум о соглашении с участниками рынка онлайн-кредитования. Данное соглашение содержит положения, направленные на эффективное ограничение быстрого роста объемов онлайн-займов, а также сокращение любых просроченной задолженностей.
Кроме того, был установлен запрет на продажу долгов коллекторским агентствам как минимум до конца этого года. Данное соглашение ежемесячно контролируется АМФОК, а его результаты отражаются в нормативных отчетах и данных кредитного бюро. Кроме того, члены АМФОК также подписали кодекс этического поведения для провайдеров микрофинансовых услуг. Нарушения такого кодекса будут рассматриваться уполномоченным органом.
Автоматизированный контакт-центр по поддержке клиентов
Автоматизированный контакт-центр, разработанный Ассоциацией KazFinTech совместно с АМФОК, предназначен для оказания клиентской поддержки заемщикам микрофинансовых организаций (МФО).
С помощью данного ресурса они могут обратиться в автоматизированный центр по телефону +7 771 933 34 44 или по электронной почте manager@mfohelp.kz. Центр оперативно реагирует на все обращения, предпринимая необходимые шаги для решения любых проблем, с которыми могут столкнуться заемщики. За последние два месяца центр принял и обработал около 4 000 звонков от заемщиков.a
KazFinTech предоставляет услугу, которая работает исключительно с участниками рынка онлайн микрокредитования, фокусируясь на оптимизации и упрощении процесса получения займа. С другой стороны, АМФОК ориентирован на традиционные МФО, оказывающие финансовую помощь малому и среднему бизнесу.
Для обеспечения справедливости на рынке, в рамках АМФОК был также создан омбудсмен по микрофинансированию для разрешения любых конфликтов или споров между МФО и заемщиками. Вы можете связаться с микрофинансовым омбудсменом по телефону контактного центра или по электронной почте ombudsman@mfohelp.kz, если вам нужна помощь в решении проблемы.
АРРФР приняло нескоько законодательных мер
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предприняло ряд регуляторных мер для усиления контроля над онлайн-кредиторами. Эти меры включают снижение максимальной ставки компенсации по микрозаймам с 25% до 20%; введение ежедневной процентной ставки; требование к МФО ежемесячно отчитываться перед регулятором; повышение пруденциальных требований, таких как установление ограничения на долю просроченных кредитов в их портфелях на уровне не более 20%.
Читайте также: В Казахстане официально подешевели беззалоговые потребительские кредиты для населения
Снижение количества проблемных должников с 555 тыс. до 140 тыс. человек
Ербол Омарханов заявил, что благодаря коллективным усилиям и сотрудничеству между членами различных ассоциаций и представителями в парламенте им удалось добиться успешной стабилизации в секторе онлайн-кредитования. Благодаря их вмешательству им удалось сократить количество проблемных должников с 555 тысяч до 140 тысяч человек.