В Казахстане зафиксировали взрывной рост налогов. За 9 месяцев 2022 года было собрано на 6,4 трлн тенге сверх плана, сообщает Bizmedia.kz.
Аналитический центр АФК представил обзор консолидированного бюджета РК за 9 месяцев 2022 года.
Рост цен на нефть и обменного курса доллара США по отношению к бюджетным ориентирам привел к увеличению налоговых поступлений. Это связано с положительной динамикой экономического роста, благодаря которой население и бизнес смогли позволить себе платить больше налогов.
Налоги, собранные в январе-сентябре 2022 года, составили ₸15,4 трлн, что на 71% или ₸6,4 трлн больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Более половины (51%) прироста налоговых поступлений пришлось на Национальный фонд, при этом особый вклад внесли (+₸1,1 трлн), КПН (+₸1,0 трлн) и доле РК по разделу продукции (+₸0,6 трлн).
Выполнение плана по сбору налогов составило 86% по состоянию на 3 месяца года, по сравнению с 76% годом ранее.
К концу года планируется собрать в общей сложности ₸18,0 триллионов налогов. Однако при необходимости эта цифра может быть выше.
Расходы КБ увеличились на 19% и достигли ₸16,9 триллиона. Это превысило доходную часть на 10%, что составляет ₸1,5 триллиона.
Большая часть увеличения ВВП Казахстана (59%, или 1,6 трлн. тенге) обусловлена тремя факторами: расходы на образование (+652 млрд. тенге), обслуживание и погашение долга (+648 млрд. тенге), социальная помощь и социальное обеспечение (+308 млрд. тенге).
Для финансирования дефицита бюджета было взято кредитов на сумму ₸3,0 триллиона при годовом плане ₸4,6 триллиона. Это означает, что правительство заняло 65% от общего бюджета на год .
Неясно, будет ли этого достаточно, поскольку налоговые поступления превысили прогнозы, а процентные ставки высоки. Это может означать, что правительству придется занять больше денег, чем планировалось изначально.
Высокий риск рецессии в мировой экономике может сделать менее реалистичными ориентиры по ценам на нефть и обменному курсу USDKZT на 2023 год. Соответственно, вопрос о бюджетном правиле и объеме изъятий из Национального фонда остается открытым.
Налоги: вывод
«Три кита» консолидированного бюджета (нефть, курс и экономическая активность) обеспечили взрывной рост налоговых поступлений в КБ (+67%). Это позволило серьезно выровнять баланс КБ, а также снизило необходимость дальнейшего увеличения долгового бремени, в особенности с учетом более высоких ставок в системе.
План по привлечению кредитов снизился на 11% по сравнению с прошлым годом. Говорят, что для достижения цели по привлечению 1,6 триллиона к концу года это выглядит «нереалистично».
Процент расходов банка на обслуживание и погашение кредитов продолжает расти, несмотря на повышение процентных ставок и увеличение объемов заимствований. За первые девять месяцев текущего года этот показатель составил 15,7% от общих расходов по сравнению с 14,0% за аналогичный период прошлого года.
Среднегодовой показатель за последние четыре года составляет 30%. При этом львиная доля расходов по-прежнему приходится на социальные расходы (социальное обеспечение и помощь, здравоохранение, образование, культура и спорт) — 50% или 8,4 триллиона тенге. Среднегодовой показатель по этим сферам за последние четыре года составил 17%.
Последствиями увеличения социальных расходов и льготного кредитования являются рост инфляции и увеличение долговой нагрузки на бюджет. Это происходит потому, что дополнительные деньги в экономике приводят к росту спроса, что повышает цены и затрудняет выплату долгов государством.
Мировая экономика замедляется, что повышает риски снижения доходов бюджета в 2023 году. Например, МВФ понизил свой прогноз развития мировой экономики в 2023 году до 2,7%. Это ставит под сомнение ориентиры для цен на нефть и обменного курса USDKZT на 2023 год. Соответственно, это может повлиять на бюджетное правило и объем изъятий из Национального фонда.
Читайте также:
- За 2022 год в бюджет Казахстана поступило 14,8 трлн тенге
- Из-за налогового кодекса бюджет и Нацфонд Казахстана недополучают деньги от нефти