Выборы в Казахстане: аналитики видят возможность для Президента Токаева заявить о себе и выйти из тени первого лидера страны, сообщает Bizmedia.kz.
Издание: INSTITUTE FOR WAR & PEACE REPORTING (Великобритания)
Дата: 8 ноября 2022 года
Выборы в Казахстане: нет шансов для конкуренции
Победа действующего Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева практически гарантирована на внеочередных президентских выборах, которые состоятся 20 ноября, на два года раньше запланированного срока.
Читайте также: Все 12 кандидатов в президенты Казахстана с краткой биографией
Аналитики считают, что это возможность для Токаева заявить о себе как о лидере, находящемся вне тени первого Президента страны Нурсултана Назарбаева.
В январе прошлого года в Казахстане произошла самая жестокая за последние десятилетия вспышка насилия, когда разгневанные граждане протестовали против высоких цен на топливо и того политического влияния, которое Назарбаев все еще оказывал на страну.
После подавления беспорядков с помощью войск возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Токаев запустил ряд реформ «Нового Казахстана».
Выборы в Казахстане: кампания Токаева
Его избирательная кампания строится на обещаниях подавить власть олигархов, либерализовать экономику, сохранить нейтралитет во внешней политике и решить ряд социальных вопросов.
Андрей Чеботарев, политический аналитик и директор аналитического центра «Альтернатива», сказал, что теперь Токаев укрепит свои позиции без влияния Назарбаева и его окружения.
Его стиль руководства был ясен, продолжил он: «Дистанцирование от групп особых интересов, созданных во время президентства Назарбаева, и акцент на усилении политики государства в управлении и проведении различных преобразований в политике, экономике и социальной сфере».
Внеочередные выборы в Казахстане не являются чем-то новым для Казахстана. Три из пяти выборов, проведенных Назарбаевым, были досрочными. Выборы 2019 года, когда Токаев стал Главой государства, также были внеочередными.
Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-германского университета, специализирующийся на политике и безопасности в Центральной Азии, подчеркнул, что мало что изменилось.
«Выборы в Казахстане проходят без трансформации политической системы, которая пока не готова предложить серьезные альтернативы действующему Президенту, как в плане личности, так и в плане предлагаемых идеологий», − сказал он. «Структура выборов 2022 года ничем не отличается от того, что было в предыдущие годы».
В 2019 году Токаев набрал 70,96 процента голосов, и в условиях отсутствия достойной альтернативы − все кандидаты, претендующие на его место, являются малоизвестными фигурами с небольшим опытом политической деятельности – и на этот раз он может набрать еще большее количество голосов.
Казахстанцы доверяют Токаеву
Чеботарев сказал, что согласно опросам, люди действительно испытывают доверие к нынешнему Главе государства. Он отметил исследование независимого фонда «Калам», в котором Токаев постоянно фигурирует как наиболее заслуживающий доверия общественный деятель, причем этот показатель с июня по сентябрь вырос с 48 до 59 процентов. Токаев, продолжил он, смог полностью утвердить себя только после событий января 2022 года, когда влияние Назарбаева было устранено.
«Одни избиратели связывают с ним внутриполитическую стабильность и внешнеполитический нейтралитет Казахстана, который оказался крайне важным в этом году [на фоне войны в Украине]», − продолжил Чеботарев. «Другие ожидают, что он завершит реформы, о которых он объявил. Но многое будет зависеть от явки избирателей».
Неизбежному успеху Токаева на выборах будет способствовать тот факт, что ни один из его соперников не имеет сколько-нибудь значительного общественного влияния.
После того, как Токаев объявил о досрочных выборах 1 сентября, дюжина претендентов подали свои документы в Центральную избирательную комиссию (ЦИК). Шесть из них были официально зарегистрированы.
Выборы в Казахстане: другие претенденты
Опрос, проведенный телеканалом «Хабар», показал, что большинство респондентов не знают имен других претендентов, кроме Токаева.
Два лидера − Жигули Дайрабаев и Нурлан Ауесбаев. Первый принадлежит к партии «Ауыл» и является председателем Ассоциации фермеров Казахстана. Он никогда не занимал значимых политических постов, и его предвыборная программа основана на аграрной политике.
О Нурлане Ауесбаеве, кандидате от оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), мало что известно. Будучи экономистом, он не связан ни с крупным бизнесом, ни с основными направлениями политики, и в своей платформе сделал акцент на борьбе с коррупцией и олигархией.
Другой экономист, Мейрам Кажыкен, выдвинут от Содружества профсоюзов, инициатор создания новой партии «Ынтымак», также обещает, в случае избрания, экономические реформы.
Среди кандидатов есть две женщины, обе работают в общественной и социальной сферах. Бывшая госслужащая Салтанат Турсынбекова является заместителем председателя Национального комитета по делам женщин и семейно-демографической политике, и в своей платформе делает упор на социальные вопросы.
Каракат Абден, бывший депутат маслихата Астаны (местный представительный орган), также выступает за семейные ценности и была выдвинута Национальным альянсом профессиональных социальных работников.
Бурнашев сказал, что при отсутствии реальных соперников у действующего Президента «очень маловероятно, что [все] оппоненты наберут необходимое количество голосов», − заключил он.
Кто займет второе место на выборах в Казахстане
Чеботарев сказал, что фактически готовится почва для будущих политических манёвров.
«Скорее всего, за второе место будут бороться Жигули Дайрабаев и Нурлан Ауесбаев», − сказал он. «Судя по всему, они больше сосредоточены на привлечении внимания потенциальных избирателей, с учетом предстоящих в следующем году внеочередных парламентских и местных выборов. Другими словами, они больше работают не на свою политическую карьеру, а на будущий электоральный рейтинг своих партий».
Он сказал, что отсутствие сильных соперников для Токаева также является результатом мер, введенных в 2017 году Законом о выборах в Казахстане. Одним из требований к кандидатам в президенты было наличие стажа государственной службы или занятие выборной государственной должности в течение не менее пяти лет.
«Таким образом, в момент перехода власти от Нурсултана Назарбаева к Касым-Жомарту Токаеву, в марте 2019 года, было поставлено серьезное препятствие, чтобы затруднить возможное выдвижение представителей бизнес-элиты в президенты. То же самое происходит и сегодня».
Конституционные поправки
Согласно последним конституционным поправкам, победивший кандидат станет Главой государства на семилетний срок. Бурнашев отметил, что будущая политическая конкуренция или переход власти далеко не гарантированы.
«Если мы действительно трансформируем политическую среду и то, как формируются партии, тогда можно говорить, что идея сменяемости президентов будет работать», − продолжил он. «В противном случае мы будем иметь формат так называемого коллективного президентства, когда человек меняется, но ситуация не меняется. Примером может служить Россия, когда [Дмитрий] Медведев сменил [Владимира] Путина».
Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Amplify, Verify, Engage (AVE) Project», осуществляемого при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии.