Проблемы Казахстанских школ озвучивают всегда. Но мало что меняется. Хочется надеяться, что это временно. И в скором будущем каждый казахстанский ребенок будет иметь возможность на качественное образование, сообщает Bizmedia.kz.
Государственные школы и НИШ
Каждый год город Астана выделяет большие деньги из государственного бюджета на флагманские образовательные проекты, которые носят имя бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Назарбаевские интеллектуальные школы (НИШ) должны были стать экспериментальной площадкой для разработки, мониторинга, исследования, анализа, апробации, внедрения и реализации современных моделей образовательных программ на всех уровнях образования от начальной до старшей школы.
Сеть академически свободных школ необходима для воспитания сильного корпуса технократов для Казахстана. Однако для того, чтобы эти школы достигли таких же высоких результатов, как академии, важно, чтобы государственные школы имели необходимое оборудование и финансирование. К сожалению, многие государственные школы в Казахстане все еще работают по советской системе и имеют более низкий уровень успеваемости.
Проблемы казахстанских школ — финансирование
Средства на работу НИШ частично поступают из республиканского бюджета. В 2022 году на эти цели было выделено 12,4 млрд тенге. Расходы на все государственные школы — 1,2 триллиона тенге. Сюда входят инвестиции в обеспечение доступности школьного образования для всех учащихся, модернизацию среднего образования и повышение квалификации учителей.
Хотя общая сумма средств, доступных обычным школам, кажется более значительной, ситуация меняется, когда пересчитывается сумма на школу. По данным Бюро национальной статистики на 2021/2022 учебный год, в Казахстане насчитывается 7 550 школ, и только 21 НИШ.
Бюджет одной государственной школы в 2022 году составляет 159 млн тенге. Это намного меньше, чем бюджет одной НИШ — 592,1 млн тенге. Кстати, депутат Мурат Бахтиярулы в июне этого года говорил о более существенной разнице в финансировании — в 6 раз.
Нехватка мест в школах и материальная база
В настоящее время Казахстан испытывает острую нехватку мест в школах — нехватка составляет 260 000 ученических мест. По прогнозам, к 2025 году эта нехватка возрастет до 1 миллиона. В результате многие школы работают в три смены, чтобы принять всех учеников.
Качество материально-технической базы школ — еще один важный фактор, влияющий на успеваемость и успеваемость учащихся. Исследования по всему миру, включая PISA, показали четкую взаимосвязь между успехами учащихся и оснащением школ.
Проблемы казахстанских школ — сельские школы
Сельские школы в Казахстане требуют особого внимания со стороны государства, чтобы ликвидировать разрыв между ними и городскими школами в плане материально-технической базы.
Количество сельских школ сокращается из-за различий в финансировании и социальных/миграционных факторов. В 2015 году в сельской местности насчитывалось 5 546 школ, но к 2021 году их число сократилось до 5 262.
В 2020/2021 учебном году 34 средние школы находились в аварийном состоянии, и почти все они работали в сельской местности.
Проблемы казахстанских школ
Согласно последнему Национальному сборнику статистических данных по системе образования Республики Казахстан, опубликованному в 2022 году, большое количество школ не имеют спортивных залов (25,4%) или спортивных комплексов (10,2%), расположенных в приспособленных зданиях. Кроме того, во многих школах нет библиотек и столовых — 13.6% и 15% соответственно.
На качество образовательного процесса также влияет наличие новых модифицированных классных комнат. Эти классы включают специализированную мебель, мультимедийные программы и интерактивное оборудование. Поставка таких классов и интерактивных досок в школы Казахстана началась в 2005 году. Однако к концу 2020 года почти треть школ (29,3%) не имеют ни одного класса новой модификации.
Учителя
Процент высококвалифицированных учителей в сельских школах ниже, чем в городских. Только 18,5% учителей в сельских школах имеют высшую квалификационную категорию, по сравнению с 31,2% в городских школах. Четверть учителей в сельских (24,1%) и городских (23,7%) школах вообще не имеют квалификационной категории.
Читайте также:
Новый урок уважению семьи и поведению дома введут в школах Казахстана