Как Казахстан дистанцируется от Путина и предлагает себя в качестве сцены для диалога и места убежища одновременно, сообщает Bizmedia.kz.
Автор: Дуйгу Озкан (Duygu Ozkan)
Перевод статьи с немецкого
Астана. Денис говорит, что ему повезло. В кармане у него уже лежали билеты в Астану, на долгожданный теннисный турнир в этом городе. Еще сидя в Москве, до него и его друзей дошло сообщение о частичной мобилизации, и для Дениса все было ясно: он скоро вылетает в Астану и останется там. В чате Telegram его ближайшего круга друзей начали приходить сообщения о том, кто хочет покинуть Россию следующим. У меня есть еще два друга, говорит Денис: один в Армении, другой добрался до Дубая.
Спортивно одетый 27-летний парень говорит, что он только привыкает к городу в степи, который многолетний правитель Нурсултан Назарбаев построил на этой земле два десятилетия назад. За кафе, где сидит Денис, в окнах комплекса ЭКСПО поблескивает огромное стеклянное сферическое здание, которое по ночам служит гигантской рекламной площадкой.
На другом конце города Денис живет в общей квартире с двумя своими друзьями, которые, как и он, приехали из Российской Республики Башкортостан. Аренда, еда и напитки намного дешевле, чем в Москве. Он сохранил свою работу менеджера социальных сетей в российской компании, говорит Денис; в конце концов, он может сидеть за компьютером и в Астане. Но он еще не сообщил компании, что находится за пределами страны. В сегодняшней России нужно очень хорошо подумать о том, кому и что вы говорите.
200 000 беженцев из России
Денис и его друзья — трое из 200 000 молодых россиян, бежавших в Казахстан после мобилизации — но и эта цифра уже двухнедельной давности. Около 150 000 из них уже снова покинули страну, например, в Узбекистан и Таджикистан. Президент Касым-Жомарт Токаев рассказал об отчаянном положении беженцев и заявил, что Астана готова принять молодых россиян.
Это был еще один акт отчуждения от Владимира Путина и еще одна попытка дипломатического балансирования. Казахстан подчеркивает территориальную целостность Украины с момента начала российской агрессивной войны, все больше дистанцируясь от путинских эскалаций. На недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге Токаев повторил на камеру, что он не хочет признавать Луганск и Донецк российскими. Путин сидел рядом с ним и выглядел не очень довольным.
Более того, Казахстан также не отреагировал, когда Москва громко потребовала отстранения от должности украинского посла в Астане: Петр Врублевский заявил в интервью, что лучше убить больше русских сейчас, чем оставить это дело следующему поколению. Хотя Казахстан вызвал Врублевского в Министерство иностранных дел и дистанцировался от его заявления, Врублевский будет продолжать занимать свой пост в Астане до дальнейшего уведомления. Москва, со своей стороны, посылает угрожающие сообщения своему южному соседу через своих домашних и дворовых телеведущих. Казахстан может стать следующей страной в списке России, предупредил путинский пропагандист Тигран Кеосаян.
Принимающая сторона для Путина, Эрдогана и др.
Конечно, Казахстан не может полностью отделиться от России. От торговых отношений до большого количества меньшинств, проживающих в обоих странах, — связи исторические и тесные. Астана подчеркивает это при каждой возможности. В ближайшие дни страна хочет представить себя как сцена для примирения. В четверг состоится несколько встреч: саммит СВМДА – форум регионального сотрудничества и стабильности — и последующее заседание СНГ. В среду Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в Астану. Кроме Владимира Путина, ожидается участие президента Ирана Ирбахима Раиси, а также белорусского правителя Александра Лукашенко. Эрдоган, который выступает посредником в войне в Украине, хочет встретиться с Путиным в кулуарах саммита.
Куда бы ни поехал Путин, с ним приходят депрессивные настроения, говорит Денис, глядя на город, который готовится к предстоящим дням, задействовав значительное количество полиции. Он не будет сражаться за войну Путина. По словам Дениса, когда 24 февраля началось нападение на Украину, он несколько дней не мог написать двум своим друзьям в Киев «из страха, но также и из стыда». В Казахстане он теперь хочет переждать и посмотреть. Найти связи, работу. По крайней мере, на данный момент. Он искал в Интернете, какое гражданство ему будет легче всего получить, он хочет избавиться от российского гражданства.
Однажды, еще до того, как он начал изучать политологию, Денис сказал своей маме, что хочет на некоторое время уехать за границу. В других странах не лучше, сказала его мать. Несколько недель назад, когда он садился на самолет в Астану, его мать обняла его и сказала: «Беги, ради жизни».