Автозапчасти снова будут возить из России в Казахстан. Ранее сообщалось, что импорт полностью прекратился. Это было связано с текущими экономическими условиями в России. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Поставки автозапчастей из России в Казахстан возобновились, сообщил Ильяс Оспанов, председатель Комитета промышленного развития МИД РК.
Он сообщил, что проблема с запчастями для автомобилей из России решена и что поставки запчастей из других стран увеличились. Он ожидает, что в этом году производство автомобилей составит около 100 тысяч, что на 15-20% больше, чем в прошлом году.
Ранее сообщалось, что Россия прекратила импорт комплектующих для производства легких легковых автомобилей таких марок, как Lada, Kia, Hyundai, Renault, ГАЗ, KAMAZ и URAL.
Как повлияет на Казахстан кризис авторынка России?
В первом полугодии производство легковых автомобилей в России значительно сократилось, а продажи упали еще больше, говорилось в исследовании Finprom.kz. Вероятно, это связано с экономическим спадом и падением курса рубля. Российская Федерация является крупным игроком на казахстанском рынке новых автомобилей, на долю которой в последние годы приходится около 40% импорта.
Производство легковых автомобилей в России в первом полугодии снизилось на 61,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Во многом это связано с тем, что производство российских марок снизилось на 66,1%, а иностранных — на 59,9%. Несмотря на надежды на то, что в мае рынок достиг дна, в июне ситуация по-прежнему была плачевной: было произведено всего 13,4 тыс. автомобилей, что на 90% меньше, чем в июне прошлого года. В первом полугодии продажи автомобилей также снизились на 55,6%.
После начала военных действий на Украине 24 февраля 2022 года многие страны ввели экономические санкции, которые в той или иной степени затронули российскую автомобильную промышленность и автомобильный рынок. В начале марта этого года ряд крупных иностранных автопроизводителей объявили о временной приостановке своей деятельности в России.
Компании прекратили производство автомобилей на российских заводах и перестали поставлять новые автомобили российским дилерам. Так, например, Volkswagen приостановил производство автомобилей на обоих своих заводах 3 марта, Renault — 28 февраля, а позже передал свою долю АвтоВАЗу и покинул регион.
Три завода азиатских автопроизводителей в Санкт-Петербурге также остановили производство в начале марта: Toyota (производство Camry и RAV4), Nissan (Qashqai, X-Trail, Murano) и Hyundai (Solaris, Creta и Kia Rio). Toyota и Hyundai, скорее всего, останутся в России, но Nissan находится в другой ситуации: компания входит в альянс с Renault, который готовится свернуть свой бизнес в России.
В ограниченном режиме в России в настоящее время функционируют только 3 из 20 автосборочных заводов. Это АвтоВАЗ, УАЗ и Haval. Примечательно, что «АвтоВАЗ», крупнейший завод в России, возобновил 5-дневную рабочую неделю только 15 августа. Завод приостановил работу в мае. В настоящее время АвтоВАЗ выпускает только две модели — Lada Niva и Lada Granta. В этих автомобилях отсутствуют основные средства безопасности, такие как ABS и подушки безопасности.
Российская автомобильная промышленность в последние годы стремительно развивается. Отчасти это связано с введением тарифов на подержанные иномарки, а также с открытием заводов иностранных автомобильных компаний в России.
Например, мощность завода Ford составляла 25 000 автомобилей, но за последние годы она выросла до 160 000. Renault-Nissan также подписал соглашение о покупке доли в российском АвтоВАЗе. Кроме того, другие иностранные автомобильные компании, такие как «Хендэ мотор мануфактуринг рус» и Mersedes-Benz, открыли заводы в России.
Доля России в импорте новых автомобилей в Казахстан в последние годы значительно снизилась. По состоянию на 2019 год доля России составляла более 50%, но к 2020-2021 годам этот показатель снизился до 40%. Однако за первые четыре месяца 2019 года доля России снизилась всего до 32,2%.
Недавний уход нескольких автопроизводителей и приостановка производства в России, как ожидается, окажут серьезное влияние на автомобильный рынок Казахстана. Так, количество новых автомобилей, импортированных из России в Казахстан в январе-июне 2022 года, составило чуть менее 5,4 тыс. штук — в 2,4 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Импорт автомобилей марки Renault сократился в 7,6 раза, Mazda — в 2,8 раза, Toyota — в 2,6 раза, Volkswagen — в 2,1 раза, Mitsubishi — в 2,1 раза, Nissan — на 42,4%, а автомобили Skoda в этот период и вовсе не импортировались в Казахстан. Единственная марка, по которой наблюдается рост импорта в РК из Российской Федерации, — Haval (плюс 37,4%).
Продажи новых автомобилей в Казахстане сократились всего на 8%, несмотря на логистический кризис и нехватку комплектующих. В январе-июне этого года было продано всего 51,9 тыс. автомобилей. Местный автопром способен заполнить пробел на рынке, так как доля отечественных автомобилей в общем объеме продаж увеличилась с 62,7% до 75,9%.
Влияние российской рецессии на автомобильный рынок Казахстана имеет смешанные являения . До кризиса из России импортировались не только автомобили, но и компоненты для их производства, и трудно оценить, как это повлияет на рынок сейчас. По прогнозам, в ближайшие несколько лет продажи автомобилей в России значительно сократятся.
Импорт новых автомобилей в РК становится все более популярным, поскольку цены на автомобили в России намного ниже, чем в Казахстане. Это создает проблему для Казахстана, поскольку его автопарк не так велик, как российский, и экспорт новых автомобилей может быстро истощить его запасы. Кроме того, растет импорт подержанных автомобилей из других стран, что может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.
Читайте также: