Согласно данным, производство легковых автомобилей в России сократилось на 61,8% по сравнению с январем-июнем 2021 года. Производство российских марок упало на 66,1%, а иностранных автомобилей — на 59,9%. Кроме того, продажи новых легковых автомобилей в России упали на 55,6% в течение того же периода. Как кризис авторынка России повлияет на Казахстан — в материале от Bizmedia.kz.
Кризис авторынка России: причины
После начала военных действий на Украине в феврале 2022 года многие страны ввели экономические санкции против России, что оказало негативное влияние на российскую автомобильную промышленность и автомобильный рынок. В начале марта ряд крупных иностранных автопроизводителей объявили о временной приостановке своей деятельности в России. Они прекратили производство автомобилей на российских заводах и перестали поставлять новые автомобили российским дилерам.
Многие автомобильные компании приостановили производство в России в связи с текущей экономической и геополитической ситуацией. Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan и Hyundai — вот некоторые из компаний, которые были вынуждены остановить производство. Volkswagen покинул регион и передал свою долю АвтоВАЗу, а Renault готовится свернуть свой бизнес в России. Неясно, останутся ли в России Toyota и Hyundai. Nissan входит в альянс с Renault, поэтому его будущее в России также неясно.
Кризис авторынка России: последствия
В настоящее время российские автосборочные предприятия работают в ограниченном режиме, из 20 заводов продолжают функционировать только три. Крупнейший завод, АвтоВАЗ, возобновил работу 15 августа после приостановки деятельности в мае. В настоящее время АвтоВАЗ выпускает только две модели — Lada Niva и Lada Granta, которые представляют собой упрощенные версии популярных автомобилей, не оснащенные ABS и подушками безопасности.
История авторынка России
Российская автомобильная промышленность в последние годы стремительно развивалась. Отчасти это было связано с введением тарифов на подержанные иномарки, реструктуризацией государственного долга и открытием заводов иностранными автомобильными компаниями. Например, мощность завода Ford в России составляла 25 000 автомобилей в год и вырос до 160 000 автомобилей в год.
Кроме того, Renault-Nissan договорился о покупке контрольного пакета акций российского АвтоВАЗа. Это лишь один из примеров того, как иностранные автомобильные компании инвестировали в российскую автомобильную промышленность. Среди других ярких примеров — завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», заводы по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz и Haval.
Импорт в Казахстан и Центральную Азию
Объем импорта автомобилей и комплектующих в Россию также сократился, причем большая часть этой продукции отправлялась в Центральную Азию и Казахстан. В результате доля России в импорте автомобилей в Казахстан снизилась с более чем 50% в 2019 году до всего 32,2% за первые четыре месяца 2022 года.
Влияние кризиса авторынка
Ожидается, что уход российских автомобильных компаний и приостановка производства окажут серьезное влияние на автомобильный рынок Казахстана. В январе-июне 2022 года из России было импортировано всего 5 400 новых автомобилей, что в 2,4 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Импорт автомобилей марки Renault сократился в 7,6 раза, Mazda — в 2,8 раза, Toyota — в 2,6 раза, Volkswagen — в 2,1 раза, Mitsubishi — в 2,1 раза, Nissan — на 42,4%, а автомобили Skoda в этот период и вовсе не импортировались в Казахстан. Единственная марка, по которой наблюдается рост импорта в Казахстан из России, — Haval (плюс 37,4%).
Несмотря на логистический кризис и дефицит комплектующих, продажи автомобилей в Казахстане в первой половине этого года снизились всего на 8%. Местная автомобильная промышленность чувствует себя хорошо, так как доля отечественных автомобилей в общем объеме продаж увеличилась с 62,7% до 75,9%.
С комплектующими тоже беда
Импорт российских автомобилей в Казахстан сократился, но это не единственное, что импортировали из России. В страну также ввозили комплектующие для производства легковых автомобилей Lada, Kia, Hyundai, Renault, а также легких коммерческих автомобилей ГАЗ, КАМАЗ и УРАЛ. Трудно оценить, какой ущерб автомобильному рынку нанесет ситуация в России и как смогут отреагировать наши импортеры и автопроизводители.
Согласно прогнозам, в 2022 году в России ожидается значительное снижение продаж новых автомобилей по сравнению с 2021 годом. По пессимистическому сценарию это снижение может составить до 67%.
Новые проблемы — россияне покупают машины в Казахстане
Российская Федерация теперь стремится импортировать автомобили из Казахстана, поскольку появляется все больше публикаций о том, как это сделать. Раньше было наоборот — и многие везли авто из России в Казахстан, переоформляя их, либо просто пользовались ими на российских номерах. Частные казахстанские посредники помогают россиянам в этом начинании. Это может стать новой проблемой для Казахстана.
Автопарк Российской Федерации намного больше, чем автопарк Казахстана: 64 миллиона автомобилей против 4,5 миллиона. Несмотря на это, рост автопарка Казахстана пока практически не уступает российскому: 1 миллион новых автомобилей по сравнению с 1,5 миллионами в России. При этом старые автомобили остаются в эксплуатации в Казахстане, в то время как в России они заменяются новыми из Казахстана. Кроме того, подержанные автомобили часто импортируются в Казахстан из других стран.
Читайте также: