Согласно исследованию Всемирного банка, Казахстан превысил допустимый предел загрязнения воздуха сразу в три раза. Однако это не самый худший показатель в Центральной Азии, сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Загрязнение воздуха
Загрязненный воздух в крупных городах Казахстана может оказать серьезное влияние на здоровье жителей. Загрязнение воздуха может вызвать проблемы с дыханием, сердцем и другие проблемы со здоровьем. Согласно исследованию Всемирного банка от 2022 года, загрязнение воздуха в РК является причиной более чем 10 тыс. преждевременных смертей в год, пишет Energyprom.kz.
Cмог не только ухудшает здоровье граждан, но и наносит экономический ущерб от преждевременных смертей, болезней и потери производительности. В 2019 году загрязнённый воздух стоил экономике Казахстана 10,5 млрд долл. США. Хуже того, эта проблема распространяется по всей Центральной Азии, где ни в одной из пяти стран воздух не соответствует стандартам безопасности ВОЗ.
На качество воздуха влияет содержание в нем мелкодисперсных частиц PM2.5, этот загрязнитель воздуха является продуктом горения веществ, он содержится в выхлопных газах автомобилей, выделяется при сжигании древесины и угля, а также во время лесных пожаров.
ВОЗ рекомендует, чтобы концентрация этих частиц в воздухе не превышала в среднем 10 микрограммов на кубический метр. Однако загрязнение воздуха в странах Центральной Азии значительно превышает этот предел.
В 2021 году Таджикистан занял первое место по уровню загрязнения воздуха в Центральной Азии. И четвёртое в мире, согласно рейтингу IQAir, глобальной платформы мониторинга качества воздуха. В том же году Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан превысили стандарты ВОЗ в пять, четыре и три раза соответственно. Наименее загрязнённым воздух был в Туркменистане, где годовая концентрация частиц превышала норму в два раза.
В столице Таджикистана, Душанбе, действуют по меньшей мере 24 предприятия, вырабатывающие тепло за счёт сжигания угля, пишет Cabar.Asia. Уголь также используется более чем 400 другими промышленными предприятиями, которые наполняют серое и душное «облако» над городом. Из-за постоянного смога город выглядит выцветшим. Работа цементного завода, регулярно сбрасывающего пыль на столицу, также вносит свой вклад в эту тусклость.
За весь 2021 год в год в Душанбе не было ни одного дня с «хорошим» воздухом по шкале AQI (данные отсутствуют за два дня: 22 и 23 мая). При этом в течение года было четыре дня, когда воздух был «опасен» для здоровья. В такое время всем следует избегать любых занятий на открытом воздухе, рекомендует Агентство по охране окружающей среды США.
Почти четверть всех дней 2021 года воздух в Душанбе был «удовлетворительным» и представлял опасность только для людей, чувствительных к загрязнённому воздуху. Однако всё остальное время — то есть три из четырёх дней в году — воздух был плохим, уровень его загрязнённости менялся от «нездорового для чувствительных групп» до «опасного».
Остальные страны Центральной Азии распределились в глобальном рейтинге за 2021 год следующим образом:
• Кыргызстан — 7-е место;
• Узбекистан — 12-е место;
• Казахстан — 23-е место;
• Туркменистан — 44-е место.
Все страны при этом ухудшили свои показатели по сравнению с 2020 годом.
Хотя проблема с воздухом возникает в течение всего года, она становится более острой осенью и зимой. В это время города утопают в смоге из-за включения системы отопления, работающей на угле, а также выхлопных газов автомобилей.
Разница наиболее очевидна в Алматы и Бишкеке. В зимнее время эти города разделили самое высокое значение AQI в регионе — 142. С потеплением происходит перерыв, а уже в ноябре смог возвращается с показателем «нездоровый для чувствительных групп».
В Алматы и Бишкеке также наблюдается наибольшая разница в загрязнении воздуха зимой по сравнению с летними месяцами, когда воздух чище и лучше в четыре и три раза соответственно. За теплый период 2021 года время воздух был в среднем «хорошим» — AQI не превышал 50.
В Ташкенте (Узбекистане) и Душанбе (Таджикистане) концентрация отличалась от кыргызской и казахской динамики. Здесь воздух был плохим почти весь год, а зимой становился хуже только на 17% и 9% по сравнению с летом. Это связано с дополнительными источниками загрязнения, такими как пыльные бури, промышленные предприятия или мусоросжигательные заводы, которые производят загрязняющие вещества независимо от времени года.
В Ташкенте исключение составили лишь три месяца, апрель, май и июнь, когда воздух был удовлетворительным со следующими значениями AQI: 93, 81 и 92 соответственно. В Душанбе это были март и апрель с индексами 100 и 86 соответственно. Но достаточно этим показателям подняться до 101, и воздух уже становится «нездоровым для чувствительных групп».
Если рассматривать среднее значение AQI за год, то Ташкент и Душанбе стали единственными двумя из пяти столиц, где воздух был «нездоровым для чувствительных групп». Это означает, что активным детям и взрослым, а также людям с респираторными заболеваниями следует постоянно ограничивать длительное пребывание на открытом воздухе.
Что касается столицы Туркменистана, Ашхабада, там наблюдались самые низкие показатели AQI среди всех пяти государств: 69 в среднем за год. По шкале AQI этот показатель считается «удовлетворительным».
Значительный рост мощностей нетрадиционной энергетики в Казахстане усилил зависимость от российской энергосистемы и увеличил риск системных аварий
За прошедшие 5 лет мощности ветровых и солнечных станций выросли в 10 раз, однако нестабильность работы этих источников требует срочных решений, говорится в другом исследовании Energyprom.kz.
Развитие возобновляемой энергетики в Казахстане является частью политики нашей страны по достижению целей Парижского климатического соглашения и снижению негативного воздействия традиционной энергетики на окружающую среду и население. В РК одна из самых «угольных» энергетик в мире, доля угля здесь составляет 68%—70%. Угольная энергетика — основной источник выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, поэтому постепенное замещение угольной генерации более экологически чистой, безусловно, необходимо, но должно гармонично развиваться в логике общего следования стратегии развития отрасли.
Замещение угольной энергетики может происходить за счёт строительства АЭС или развития объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Наиболее быстрые в строительстве объекты ВИЭ — ветровые и солнечные электростанции (нетрадиционная генерация), стоимость капитальных вложений в строительство которых значительно снизилась за последние годы. В Казахстане за счёт действенного механизма отбора проектов объектов ВИЭ на специальных аукционах наблюдается снижение стоимости ветровой и солнечной электроэнергии.
Однако отсутствие долгосрочной стратегии развития электроэнергетики, учитывающей не только достижение целевых показателей по ВИЭ*, но и вопросы надёжности электроснабжения и энергетической безопасности, привели к существенным проблемам в секторе.
За пять лет рост мощностей ветровых и солнечных станций составил более 1500 МВт, или более 6% общей установленной мощности электростанций Казахстана, однако другие типы электростанций практически не развивались, что привело к дисбалансу в энергосистеме.
Целевые показатели по развитию солнечной и ветровой энергетики, установленные в Концепции перехода к «зелёной» экономике — 3% от общей выработки электроэнергии к 2020 году — были достигнуты.
Выработка электроэнергии солнечными и ветровыми электростанциями нестабильна и сильно зависит от погодных условий — например, от изменений облачности и скорости ветра, — поэтому для работы в энергосистеме этих нестабильных источников необходимы манёвренные электростанции (газовые или гидро-), компенсирующие постоянные колебания мощности на ветровых и солнечных электростанциях.
В Казахстане специалисты отмечали недостаток манёвренных мощностей ещё до 2014 года. С тех пор было введено 1693 МВт (большинство — в последние 5 лет) нестабильных ветровых и солнечных электростанций, что ещё больше увеличило дефицит манёвренных мощностей.
В июле 2022 года прошли аукционы на строительство к 2026 году двух манёвренных электростанций. Отсутствие стратегического подхода к развитию энергосистемы не позволило заранее запланировать и ввести эти манёвренные мощности до 2022 года.
Показательно, что с 2017 года было введено 407 МВт газовых электростанций, относимых к манёвренным источникам, однако эти мощности были введены в Западной энергетической зоне, фактически не имеющей связи с объединением энергетических зон Севера и Юга, на которые и пришёлся основной рост мощностей нестабильных ветровых и солнечных электростанций (1467 МВт).
Дефицит манёвренных мощностей в Казахстане компенсируется за счёт энергосистемы России, при этом фиксируются существенные отклонения от установленных норм регулирования. В национальном энергетическом докладе KAZENERGY 2021 года отмечается: «Фактические отклонения единой энергосистемы Казахстана от согласованного диспетчерского графика достигают 1300 МВт, что создаёт угрозу разделения энергосистем с последующим развитием системной аварии с массовыми ограничениями потребителей. Российская сторона выдвигает претензии по факту систематических нарушений Казахстаном условий параллельной работы энергосистем».
В результате отсутствие стратегического планирования электроэнергетики Казахстана привело к существенным диспропорциям между наличием манёвренных источников и стремительным ростом нестабильных ветровых и солнечных электростанций. Для энергосистемы Казахстана увеличился риск системных аварий и возникла ещё большая зависимость от энергосистемы России.
Заметим: о необходимости комплексного, стратегического подхода говорил и президент. Касым-Жомарт Токаев отмечал: «Нельзя забывать и об имеющемся дефиците энергомощностей. Согласно планам энергобаланса, в этом году мы должны были ввести более 1 ГВт мощностей. Однако реализация ряда проектов отложена. В текущем году будет введён только 31% от планировавшихся мощностей (347 МВт). В условиях энергодефицита такие темпы неприемлемы». Упомянул президент и тот факт, что усиление электрической сети Южной и Западной зон единой энергосистемы страны идёт недостаточными темпами, а работы по Западной зоне завершены только на 10%.
Токаев подчеркнул необходимость принять все меры для своевременной реализации проектов, от которых зависит энергетическая безопасность Казахстана.
Читайте также: