Нет необходимости платить ежемесячную абонентскую плату за пользование домофоном. Однако при заключении договора с домофонной компанией следует иметь в виду несколько моментов. И быть готовым к подводным камням, сообщает Bizmedia.kz.
Жильцы многоквартирных домов в Актау смогли доказать, что ежемесячная абонентская плата за домофон была незаконной. Антимонопольное управление Мангистауской области поддержало горожан в этом деле.
Ежемесячная оплата: суть проблемы
Правовые отношения между жильцами и домофонной компанией прекращаются после того, как оборудование было надлежащим образом установлено и введено в эксплуатацию. В случае поломки или неисправности домофонной системы обслуживающая компания устраняет поломку в системе и взимает плату за фактически оказанную услугу. Принцип установки и обслуживания домофонной системы ничем не отличается от таких услуг, как установка бойлера для нагрева воды или кондиционера.
Причина, по которой в Казахстане сохраняется практика оплаты за домофон в среднем 300 тенге ежемесячно с каждой квартиры, неясна. Нет четкого нормативного документа, в котором бы говорилось, что казахстанцы могут отказаться от уплаты за домофон.
Комитет естественных монополий не влияет
- Комитет естественных монополий отрицает, что имеет какой-либо контроль над домофонными компаниями. При этом там сообщают, что будет проводить расследование в отношении любой компании, которая доминирует на рынке.
Валентина Темиргалиева, адвокат, занимающаяся частной практикой, сообщила, что в законе «О защите прав потребителей» есть статья, которая может позволить жильцам перестать вносить ежемесячную плату за домофон. Эта статья — номер 8, примечание 1. Однако, во избежание конфликтов и судебных разбирательств с компанией владельцы должны вести переговоры об отсутствии оплаты заранее. Это означает, что они должны поговорить об этом и попытаться прийти к соглашению.
Ежемесячная оплата за домофон — целая система
- Система уже создана так, чтобы некоторые люди не задумываются о том, что они могут не платить навязанные услуги. Однако важно поднимать эти вопросы на общем собрании кондоминиума и принимать решение большинством голосов.
Стоит отметить, что мы фактически платим ежемесячную плату за ремонт системы. Если, например, сломался домофон или дверь, сотрудники компании придут и устранят проблему. К сожалению, такое случается часто, и, как правило, по вине жильцов. Если жильцы решают расторгнуть договор с компанией, но продолжают пользоваться домофоном - то они должны будут сами каждый раз оплачивать ремонт.
Было бы очень трудно управлять зданием, если бы при каждой неисправности жильцам приходилось бегать и собирать деньги и подписи у каждого соседа. Также дорого обойдется регулярный вызов ремонтника. Если некоторые компании берут как ежемесячную плату, так и дополнительные деньги за ремонт, то это уже наглая обдираловка.
Как разобраться с проблемой в законодательном порядке
Правозащитник советует: если вы хотите отказаться от ежемесячной оплаты домофонной компании
- первым делом необходимо уведомить КСК, ИОО или ПТ,
- затем действовать согласно консенсусу,
- Если хотя бы 75% жильцов будут согласны, можно расторгнуть договор с компанией или изменить его,
- И уже заключая договор с новым поставщиком услуг, вы можете обсудить размер ежемесячной платы или ее отсутствие.
Если компания не хочет сотрудничать, тогда вам следует обратиться за помощью в местную правозащитную организацию.
При выборе компании для установки двери важно помнить о возможных подводных камнях. Например, если договор будет расторгнут, жилец может остаться без двери, потому что она является собственностью компании. Важно знать об этих потенциальных проблемах и проконсультироваться с жилищным инспектором акимата, прежде чем принимать решение.
Адвокат добавил, что было бы идеально, если бы жильцы могли сами купить дверь и домофон, а затем вызвать ремонтника, когда они сломаются. Им не пришлось бы платить за навязанные услуги или следовать правилам.