Какими правилами жизни руководствуется Маргулан Сейсембаев, который начинал идти к успеху с самых низов. Корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса узнал правила жизни Маргулана Сейсембаева.
Маргулан Сейсембаев: Бизнес
Я купил английский словарь на 10 тысяч слов, привязал к руке так, чтобы он не мог сползти, и почти два года носил этот словарь
100 миллионов долларов – это та цифра, выше которой бессмысленно зарабатывать деньги.
Бизнес и дружба несовместимы. Нужно четко понимать, кто ты – друг или бизнесмен. Бизнес, построенный на дружбе, — плохая вещь. А дружба, построенная на бизнесе – хорошая.
Для того чтобы достичь цели, нужно сделать 10 попыток. Из них только одна будет удачная. По закону Парето, последние 20% усилий — приносят 80% результата. Все усилия нужно удваивать в конце пути и каждая неудача должна мотивировать и стимулировать, удваивать усилия. Это возможно только в том случае, если вы будете себя чувствовать исследователем этого мира и понимать, что деньги – это побочный продукт вашей эффективной деятельности.
Прежде чем просить у Аллаха везения и помощи, я должен выполнить на 99% свою часть работы.
Моя нынешняя стратегия заключается в том, что я совсем не бегаю за возможностями. Я не ищу возможности. Я давно себе вывел правило: «Чем больше чего-то хочешь, тем меньше шансов что ты этого добьешься». Поэтому, когда ты гоняешься за деньгами — они убегают от тебя, когда ты гоняешься за другими вещами – деньги гоняются за тобой.
У меня есть правило трех «нет». Когда ко мне приходят и просят инвестировать деньги, либо наоборот что-то предлагают, я всегда отказываю как минимум два-три раза. Когда ты отказываешься, если это не твое — это отвалится, а если это твое – человек придется с к тебе с более лучшим предложением.
Вопрос репутации актуален всегда и везде: в любой стране мира и во все времена. Потому что это тот ценностный образ человека, который показывает насколько он ценен людям.
Крутой человек — это не тот у которого много денег, а тот, кто следует крутым принципам и соблюдает правильные принципы и в жизни, и в бизнесе. Если ты крутой человек, то не важна твоя специальность и то, чем ты занимаешься: ты всегда сможешь и зарабатывать деньги, и пользоваться почетом и уважением среди людей. вам вы изменяет часто приходилось.
Маргулан Сейсембаев: Семья
Ощущение счастья, оно очень хрупкое, когда ты начинаешь пускать туда людей, они могут затоптать… Поэтому я очень боюсь и трепетно к этому отношусь. Я мало рассказываю про свою семью, есть определенные страхи, боюсь, что сглазят, плюс, мои дети не любят публичности.
Если бы у меня не было бы крепкого тыла, то я безбашенно не рисковал. Всегда же у мужчины должен быть крепкий тыл и он должен знать, что сзади у него все прикрыто, за ним, за его спиной все надежно. Конечно, если брать с этой точки зрения, то ее (супруги — прим. ред.) заслуга огромная. С точки зрения вмешательства в бизнес, моя супруга практически никогда не вмешивалась и это, наверное, и не требовалось.
Супруга, можно сказать, домработница, но она настолько активна: постоянно что-то читает, развивается. Трудно назвать ее домработницей, но по факту это так, если учесть, что она нигде не работает несколько лет.
Маргулан Сейсембаев: Родители
Когда родители кочуют из села в село — это дает еще навык приспособления и выживаемости. Я считаю это одним из ценных качеств, которые выработала у нас природа. Приспосабливаемость — не в том негативном ключе, когда ты прогибаешься под кого-то, а как раз на первые социальные навыки — уметь постоять за себя, где надо подраться, где надо подружиться, где надо наоборот, принять чужую точку зрения.
Сейчас с годами начинаю понимать, что у меня и отец, и мать были уникальными, потому что мать с детства воспитывала нас так, что каждый сын гениален. Мы где-то нашкодим — она придумывает нам намерение, что мы из таких-то побуждений что-то делали, просто у нас не получилось. И все время в хорошую сторону, мы вынужденно все время начинали думать, что мы действительно хорошие люди. Отец другой, он был менее разговорчивый, в меру строгий, но в то же время доверял безгранично своим детям.
У меня отец всю жизнь был предприимчивый, непоседа. В 1982 году он прочитал маленькую заметку в «Сельской жизни», что кто будет держать пчел. обеспечит свою семью на несколько поколений. Потом он начал интересоваться этой темой, он изучил все про пчеловодство и пошел в райком партии. Дошел до обкома с идеей открыть пчелопасеку в совхозе, на что ему сказали, что в степи ничего нет, медоносов растений не цветет, да и у тебя нет образования. Мой отец недолго думая поступил в Киевский зооветеринарный институт, тогда в 1982 году ему был 61 год. Два года отучился заочно: за это время он не терял времени даром, он в этом совхозе вдоль реки посадил Люцерну, Эспарцет, Подсолнечник, Гречиху — четыре самых крутых медоноса. Через два года она обратился в райком партии, потом в обком партии и говорит: «медоносов у нас много, они пропадают», ему говорят: «Зачем ты засадил все медоносами?». На что он ответил: «Люцерна — это основа и источник белка для скота и мы закладываем силосные ямы, привес скота резко пошел вверх, поэтому мы это посадили. Здесь пропадает мед для народного хозяйства». Короче обосновал, а ему говорят: «У тебя образования нет», на что он достал корочку и сказал: «Уже есть». И вот так было особое решения обкома партии и ему разрешили открыть пасеку при совхозе.
Моя мечта всегда была быть егерем-охотоведом. Я люблю природу и хотел защищать ее. В тот время в советском союзе было только Иркутский сельхозинститут и московские пушно-меховой институт, которые готовили 2 охотоведов. Я списался с деканом и преподавателями из Иркутского института и они меня уже ждали. Я довольный приезжаю с армии домой и объявляю, что меня ждет Иркутский институт. Тут мама на меня набрасывается: «Вот дожились! Это что ты будешь по всем степям мотаться без жены и без семьи. Не дай бог еще застрелят! Это что за бродяга?». Она отговорила отца, подговорила братьев и вся семья на меня напала. А так как мы, азиаты, люди семейные и для нас мнение родственников имеет большое значение, я согласился поступать в КазГУ на юрфак.
Маргулан Сейсембаев: Воспитание детей
Каждый казах должен знать свои семь поколений для того, чтобы не было кровосмешения.
Существует 3 типа порядочных людей. Люди есть интеллигентные, у которых интеллигентность уже на уровне ДНК. Они не могут поступить подло, не могут быть нечестными и не могут брать взятки. Есть категория людей, которые воспитывались в интеллигентных семьях, и они настолько этим пропитались, что тоже не могут сделать ничего подлого или плохого, так как они порядочные по воспитанию. Третий тип людей, которые становятся порядочными потому что они решили быть порядочными. Я отношусь к третьей категории людей, потому что я понял, что быть порядочным — это эффективно.
Казахский бзик — это как качели. Первый — дать лучшее образование ребёнку, а второй, негативный бзик — провести самую пышную свадьбу. Каждый человек в Казахстане, который заработал деньги, в первую очередь отправляет своего ребенка учиться за границу. Я понял, что я хочу, чтобы мои дети оставались в Казахстане.
Свадьба – это праздник тщеславия, в Казахстане в зависимости от достатка собирается от 500 до 2000 человек. Весело конечно, родители ведь не жалеют денег. К сожалению, не обеспеченная часть общества смотрит, как живут обеспеченные люди, и они копируют внешнюю сторону: берут кредиты и проводят свадьбы. Закладывают дома, но проводят свадьбы. Я вывел для себя такую закономерность: чем пышные свадьбы, тем быстрее крах.
Я считаю, до 6 лет ребенка трогать нельзя, он должен иметь счастливое детство, и он смотрит только на пример родителей: как родители общаются с другими людьми, между собой, с друзьями с родственниками и так далее.
С 6 до 12 лет — я твердо верю и вижу, надо давать ребенку шведский стол, то есть это и гимнастика три месяца, робототехника три месяца, шахматы три месяца, математика три месяца, и рисование три месяца и так далее. Для чего, чтобы в этот период определить 3-4 занятия, которые ребенок любит.
После 12 лет работает принцип «усиляй сильное»: вот в скрипке получается — наймите репетитора по скрипке, в рисовании получается — наймите репетитора по рисованию. И вот когда вы усиляете сильное, ваша задача, как родителя, к 18 годам, когда дети окончат школу, они должны четко знать, чего хотят, что они любят и кем хотят быть.
Супруга очень заботливая и у нее сверх опека. У нас конфликт в том плане, что она детей оберегает, опекает и не дает взрослеть, по сути. Вот это у нас прямо противоположные системы воспитания.
Я пришел к тому, что не оставлю наследство детям, когда размышлял над мотивациями людей. Я понял, что самый сильный демотиватор людей — это когда у них есть процесс и нет результата (В простонародье это называется Сизифов труд, или бессмысленная, бесполезная работа, когда есть работа, но нет результата, это сильно демотивирует). Второй вариант — это когда есть результат, но нет процесса, это проблема детей богатых родителей: у них есть машина, дом, не надо выживать, у них все уже есть, а процесса-то нет. В результате, когда мы у них забираем процесс, мы у них забираем жизнь, еще один из сильнейших мотиваторов — это открывающиеся возможности.
Я хочу, чтобы у детей был и процесс, и результат, а моя задача – показать им возможности и возможности не мои, как родителя, а возможности их мозга, что правильно владея своим процессом мышления, ты можешь достичь в этом мире практически всего.
Маргулан Сейсембаев: Финансы
В какой-то момент меня пробила мысль: «Я что, родился для того, чтобы пасти свою еду?»
Инвестиции – это надежды, выраженные в деньгах, а кредит – нетерпение, выраженное в деньгах.
Достижение успеха — это целое искусство. Большинство уповает на везение, мало людей думают о системном, закономерным успехе. Первое правило — нужно как можно дольше оставаться в игре.
Я всегда мыслю портфелями. Я не мыслю отдельными проектами. Для меня важно, чтобы портфель дал хорошую доходность.
Многие очень упрощенно подходят к понятию инвестор. Нельзя путать стул инвестора и бизнесмена — это два разных стула.
Размер рынка — это количество населения, а глубина – это количество денег на руках у населения. Я рынки делю на три большие категории в зависимости от глубины и от размера: океаны, моря, озера. Есть такое правило, что прилив поднимает все лодки, независимо от эффективности. Ты даже на дырявой лодке во время прилива понимаешься. Дело в том, что, когда ты работаешь на больших рынках — это океан, прилив которого предсказать легче. Более того, когда он происходит, ты зарабатываешь больше, даже если не угадал с лодкой. Однако приливы случаются только в океанах, на море ты можешь угадать только шторм (большую волну) и тоже хорошо заработать. Но волну угадать сложнее, чем прилив и волна понимает не все лодки. На озере – рябь, там угадать вообще практически невозможно и даже если ты угадал, ты заработаешь не так много.
Читайте также: