Вчера стало известно, что под Новороссийском произошла авария на КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). Из-за этого экспорт казахстанской нефти снизится. Корреспондент Bizmedia.kz узнал самое важное.
Каспийский трубопроводный консорциум вчера сообщил о временном выводе из эксплуатации комплекса оборудования выносных причальных устройств морского терминала в связи с повреждением.
Сейчас проводит обследование комплекса оборудования после улучшения погодных условий. Кроме того, сообщается, что инцидент произошел 20 марта при пятибалльном шторме, когда ветер сместил силовой каркас одного из трех плавучих шлангов (они используются для отгрузки нефти на танкеры). После поломки выхода нефти в море не было.
Ремонт оборудования, по оценкам специалистов, займет, как минимум, три недели, если погода будет благоприятной. Объем же отгрузки нефти на танкеры снизится примерно в три раза. Об этом в разговоре с RT заявил эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Он отметил, что Казахстан столкнется с временным сокращением экспорта, но оно «не будет очень сильным». Эксперт считает, что авария на выносном причале КТК усугубит дефицит на мировом рынке и, по всей видимости, увеличит стоимость нефти.
Казахстанские компании владеют 20,75% акций консорциума, еще 31% — у РФ, остальные принадлежат LUKARKO, Shell, Exxon, Chevron, Mobil и другим компаниям. КТК — основной экспортный маршрут для казахстанской нефти. Более 80% прокачиваемого по трубопроводу «черного золота» идет из Казахстана. Мощность магистрали составляет 67 млн т нефти в год.
Экспорт казахстанской нефти. Кто может пострадать и влияние
Например, Chevron и Exon. Вчера Россия закрыла две из трех заправочных позиций в Новороссийском порту, через которые в танкеры этих компаний загружалась нефть из Казахстана.
Также из-за аварии под Новороссийском прокачка нефти может сократиться в 5 раз — это может спровоцировать новый виток мирового энергетического кризиса
Утром, 20 марта, в Новороссийске поднялся сильный ветер, после чего два из трёх причальных устройств, с помощью которых происходит отгрузка нефти на танкеры, вышли из строя. Авария усугубит и так существующий на мировом рынке дефицит нефти, что может привести к росту цен на «черное золото» до $140-150 за баррель. Так считают многие эксперты.
Что нужно знать об этой аварии:
- Авария вызвана аномальным штормом (более 5 баллов) и одинадцатибальным ветром (37 м/с), которые были зафиксированы 20 марта.
- Сейчас предпринимаются все необходимые меры для оценки ущерба и минимизации возможных экологических рисков, для этого «Транснефть» и сам КТК привлекают все необходимые ресурсы и специалистов, при содействии профильных государственных органов.
- Остро встаёт вопрос о влиянии аварии на рынки углеводородов — причем в глобальном масштабе. Как известно, мощность магистрали составляет 67 млн. тонн нефти в год. Два СПУ вышли из строя и их ремонт займет много времени, что неизбежно приведет к серьезному сбою в отгрузке нефти потребителям (крупнейшие из них Италия, США, КНР. Турция, Франция, Испания и т.д.)
- Ситуация усугубляется тем, что управляющая компания еще месяц назад запросила у иностранных поставщиков комплектующее расходное оборудование, но его не получила. Имеющиеся у компании запчасти сейчас, как говорят источники «Сигнала», срочно проверяются.
- Объем прокачки упадет примерно в 5 раз, и альтернативными маршрутами (например, Баку-Джейхан) заместить эти выпадающие объемы быстро невозможно.
- Российской Федерации принадлежит в КТК 24%. Казахстану — 20,75%, а большая часть «Шеврону», LUKARKO, Shell, Exxon.
Как повлияет на экономику Казахстана падение транспортировки нефти по КТК
Из-за аварии в Новороссийске добыча нефти и газового конденсата в стране может упасть на 9%. Минимальные потери экспорта казахстанского сырья, которое транспортируется по КТК, могут составить до 8 млн тонн нефти.
По данным канала, это значит, что без определения адекватной альтернативы поставок казахстанской нефти на соответствующую величину может сократиться и добыча сырья в стране.
«Так, альтернативой падения экспорта нефти по КТК может служить железнодорожный транспорт, но как известно, в Казахстане нет достаточных мощностей в виде железнодорожных цистерн для транспортировки подобного объема нефти. Да и поставлять ее помимо Китая (куда уже устремились потоки санкционной российской нефти) и других портов РФ некуда. Напомним, что за 2021 год добыча нефти и газового конденсата в Казахстане составила 85,9 млн тонн, экспорт - 67,6 млн тонн. Следовательно, из-за аварии в Новороссийске добыча нефти и газового конденсата в стране может упасть на 9% или ниже 80 млн тонн, что существенно ниже минимальных показателей, зафиксированных даже в 2020 году (падение с 90 до 85,7 млн. тонн), когда в мире наблюдался исторический кризис спроса на нефть. Это значит, что в результате случившегося рост ВВП Казахстана, по нашим оценкам, в 2022 году может недосчитаться от 0,9 до 1,6 процентных пункта. Из этого получается, что в совокупности с реализованным обесценением курса тенге к USD, в этом году мы увидим существенное сокращение и номинального ВВП Казахстана на душу населения, выраженного в долларах США», - говорится в сообщении.
Читайте также:
Казахстану навязывают квоты и пошлины на экспорт зерна