То, что сразу в нескольких регионах спрос на новые авто превысил спрос на автохлам, вызывает закономерный вопрос: это долгоиграющая тенденция или только недолговечный эффект январских событий? Bizmedia.kz узнал причины.
Если кратко, то спрос растет по всему Казахстану, на северо-западе темпы роста гораздо выше, чем на юго-востоке, а в Нур-Султане гораздо выше, чем в Алматы. Так что январские события не повлияли на картину продаж. То же самое можно сказать и о проблемах с поставками.
Новые авто: регистрации стабильно превышает средний уровень по стране
Если говорить более подробно, то в западных регионах доля новых авто на регистрации стабильно превышает средний уровень по стране. На 2019 год в Казахстане средний показатель составлял 8,1%, теперь же равен 16%, что выше на 7,9 пункта. На западе показатели куда выше:
- в Атырауской области он увеличился на 11,5 п.п.(с 16,6% до 28,1%);
- в Западно-Казахстанской – на 10,7 п.п.(с 12,1% до 22,8%);
- в Костанайской – на 9,8 п.п. (с 11,4% до 21,2%);
- в Актюбинской – на 8,6 п.п. (с 8% до 16,6%).
На юге же куда более скромные результаты:
- в Алматинской области рост составил 3,5п.п. (с 3,2% до 6,7%);
- в Жамбылской области – 3,4п.п. (с 2,5% до 5,9%);
- в Туркестанской области – 4,6 п.п. (с 5,1% до 9,7%);
- в Восточно-Казахстанской – 5,9п.п. (с 5,7% до 11,6%).
В Алматы и Нур-Султане доля автомобилей не старше 3 лет в 2019 году составляло 10,6% и 15,9% соответственно. В 2021 году цифры выросли 19,1% и 32%. В столице обновление автопарка идет гораздо быстрее алматинского. Впрочем, январь 2022 года – первый месяц за долгое время, когда доля свежих авто в общем объеме регистраций в Алматы оказалась ниже среднереспубликанской (13,6% и 16,8% соответственно).
- в Нур-Султане было поставлено на учет 2 339 авто в возрасте не более 3 лет и 2 006 авто старше 20 лет;
- в Костанайской области показатели составили 614 и 461 авто соответственно;
- в Актюбинской – 485 и 48;
- в Атырауской – 589 и 316;
- в Западно-Казахстанской – 698 и 16.
В ЗКО дола автомобилей не старше 3 лет в общем объеме зарегистрированных составила 34,6%, в Нур-Султане – 31%, в Атырауской области – 28,3%. При этом среднереспубликанский показатель составил 18%.
Рост доли свежих автомобилей в северо-западных регионах растет, то на юге наблюдается обратный процесс. Например, в Алматинской области показатели января 2022 года ниже, чем годичной давности: 4,6% против 6,4%. Такая же картина и в некоторых других регионах: в Туркестанской области – с 8,2% до 8%; в Алматы – с 17% до 15,9%. А в ВКО показатель снизился с 12,4% до 10,4%.
Тем временем цены на авто пошли вверх. Все крупные автопроизводители пересмотрели свои цены. На какие-то модели цены не изменились, а некоторые значительно подорожали.
Одним из самых сильных ростов отметилась японский производитель Toyota. У японского производителя подорожал весь модельный ряд, начиная от популярного седана Camry и заканчивая люксовым внедорожником Land Cruiser.
У Hyundai подорожала только модель Accent, на фоне других производителей достаточно немного. Повысила цены Американская Chevrolet, немецкий Volkswagen и южнокорейский автоконцерн Kia. Пока не ясная ситуация с российской «Ладой»: новые цены неизвестны, кроме одной модели и она подорожала.
Без изменений остались цены на автомобили в Казахстане у китайских Haval и Chery, а также японского Subaru. JAC скрыл цены на официальном сайте, вполне возможно, они будут вскоре обновлены.
Читайте также:
Цены на автомобили в Казахстане начали расти
Анализ: цены на авто в РК вырастут после падения тенге
Машины и автозапчасти могут сильно подорожать в РК