Большинство казахстанцев ездят на старых авто

Плохая новость — старые авто всё ещё востребованы на рынке. В 2021 году в Казахстане было поставлено на учет 467,6 тысяч автомобилей в возрасте более 10 лет. Это отражает спрос на них на вторичном рынке.

Корреспондент Bizmedia.kz узнал, что на долю такого транспорта приходится 58,8% от общего количества регистраций (т.е. фактически сделок). В Жамбылской области показатель и вовсе составляет 79,6%; в Алматинской — 77,4%.

Хорошая новость — текущая доля находится на минимальном уровне по крайней мере за последние 5 лет. То есть спрос на старые авто все в меньшей степени определяет динамику рынка в целом.

В 2021 году в Казахстане прошло регистрацию (включая вторичную) 147 тысяч автомобилей в возрасте не более 3 лет. Это на 22,7% больше, чем в 2020 году, и в 2 раза больше, чем в 2018-ом. На долю новых автомобилей приходится 18,4% всех регистраций.

Другими словами, больше половины сделок осуществляется со старыми автомобилями, однако с каждым годом авторынок молодеет.

Наибольшую долю в общем объеме сделок старые автомобили занимают в южных регионах республики. Но тут их вклад понемногу снижается.

В той же Жамбылской области доля авто в возрасте более 10 лет в общем объеме регистраций снизилась с 81,6% в 2020 году и до 79,6% в 2021. Причем снижение доли происходит в течение нескольких лет подряд (в 2018, к примеру, показатель составлял 84,7%). Аналогичная динамика прослеживается и в других областях макрорегиона. И происходит это на фоне роста заработных плат.

Обратная ситуация в северных регионах. В Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях доля старых автомобилей в общем объеме регистраций в 2021 году оказалась выше, чем в 2020.

В Нур-Султане на долю авто не старше 3 лет пришлось 31,9% всех регистраций в 2021 году В Атырауской области их доля составляет 31,7%.

Автопарк Казахстана стареет. Средний возраст автомобилей 20 лет

В Казахстане насчитывается почти четыре миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей. Их средний возраст составляет 20 лет. Такие данные представляли ещё 30 декабря 2021 года.

По данным Центра анализа и мониторинга авторынка (ЦАМА), казахстанский автопарк стареет. Если в 2017 году в стране насчитывалось 3,78 миллиона автомобилей со средним возрастом 18,5 лет, то уже в 2021 году – 3,76 миллиона автомобилей со средним возрастом 20 лет.

Половина автомобилей в стране (1,9 миллиона) старше 20 лет. Новых (младше пяти лет) лишь 322 тысячи.

«Уровень автомобилизации в Казахстане демонстрирует снижение. Если на начало 2016 года на тысячу жителей приходилось 215 автомобилей, то в январе 2017 года этот показатель уже составил 211. К 2021 году этот показатель снизился до 7,5% и составил 199 автомобилей на тысячу жителей», – заявляют в ЦАМА.

В центре объяснили, что это обусловлено ростом населения, малым количеством предложений по доступным ценам на авторынке, остановкой программы льготного кредитования, а также неспособностью отечественных автосборочных заводов удовлетворить спрос казахстанцев.

Эксперты центра отмечают, что для сравнения возраст российского парка легковых автомобилей составляет почти 14 лет, в Великобритании – 8 лет, Германии – 9,5 года.

Согласно отчету Центра анализа и мониторинга авторынка, уровень автомобилизации в Казахстане демонстрирует снижение. Если на начало 2016 года на тысячу жителей приходилось 215 автомобилей, к 2021 году показатель снизился на 7,5% и составил 199 авто.

"Во-первых, это обусловлено ростом населения Казахстана, на начало 2016 года число граждан нашей страны, по данным Бюро национальной статистики, составляло 17,7 млн, а на начало 2021 года уже 18,9 млн", – поясняет аналитики.

Другой причиной назвали недостаточность предложений на рынке доступных по цене авто. За 9 месяцев 2021 года, по официальным данным, средняя заработная плата казахстанцев составила 242 тыс. тенге, тогда как минимальная стоимость нового автомобиля в декабре 2021 года в Казахстане составляет 4,7 млн тенге за Chevrolet Spark и 5,29 млн тенге за Chevrolet Nexia.

Отмечается, что ситуацию усугубило приостановление финансирования программы льготного автокредитования в этом году и невозможность казахстанских автосборочных заводов удовлетворить спрос на новые автомобили в полной мере.

Если сравнить с другими странами, в России уровень автомобилизации выше, чем Казахстане, там на тысячу жителей на начало года приходилось 332 автомобиля.

Сколько в среднем стоит новый автомобиль в Казахстане

Средняя стоимость нового автомобиля по итогам 11 месяцев уходящего года составила 11,3 млн тенге.

"Наибольший прирост средней стоимости нового автомобиля в национальной валюте приходится на конец 2015-2016 гг. + 84%, что связано с девальвацией тенге. В 2017 году цены увеличились еще на 16%, в последующем отмечается рост цен в среднем на 8% в год до 2020 года. В 2020 году автомобили "подешевели" на 1%, что в первую очередь связано с программами "доступных автомобилей", – говорится в отчете.

Рост средней стоимости в 2021 году по отношению к предыдущему году составил +24%, в первую очередь из-за общемирового роста стоимости продукции, отметили в Центре анализа и мониторинга.

"Отношение "серых" автомобилей за 11 месяцев 2021 года составило 13% к проданным официальными дилерами авто, или 12,8 тыс. ед. (без учета GAZ).  Отношение "серых" авто в целом повысилось на 3%, с 2018 по 2020 год оно составляло 10%. Это обусловлено снижением предложения на рынке связи с прекращением работы крупного игрока, мировым дефицитом автомобилей, отсутствием определенных моделей в линейке дилеров", – говорится в отчете.

Аналитики подчеркивают, что некоторые автомобили, с учетом оплаты всех необходимых платежей, выгоднее приобрести за границей, чем внутри страны.Наибольшую долю в «сером» импорте составляют автомобили Toyota – 26% (3,3 тыс. единиц), на втором месте Нуundai – 17% (2,2 тыс. единиц) и на третьем KIA – 14% (1,8 тыс. единиц). В совокупности на эти 3 бренда приходятся 57% всех «серых» авто.

Читайте также:

https://bizmedia.kz/2022/02/19/stavki-po-pervichnoj-registraczii-avto-v-rk/
https://bizmedia.kz/2022/02/10/kak-v-kazahstane-iskusstvenno-zavyshayut/
https://bizmedia.kz/2022/02/09/czeny-na-avto-v-kazahstane-skolko-stoit/
Жаңа заң медицинаны қай бағытқа өзгертеді?
25 апреля 2025 в 23:10
В Казахстане снова ожидается похолодание
23 апреля 2025 в 20:11
Forbes миллионері Толықпаев Орталық Азиядағы ең ірі шұжық зауытын салады
25 апреля 2025 в 22:04
Бесплатные юристы в Шымкенте: где можно получить помощь без записи
24 апреля 2025 в 20:38
Салық реформасы: Бағалар Салық кодексінің қол қойған күтпей-ақ өсіп жатыр
25 апреля 2025 в 21:56
Присвоил миллионы на разметке: в Актобе осудили директора госучреждения
23 апреля 2025 в 10:56
Сақтандыру реформасы: Бізді не күтіп тұр
25 апреля 2025 в 21:52
Forte Bank: с 24 апреля новые ставки по депозитам физлиц
23 апреля 2025 в 12:37
Теңгенің күш алуы долларға деген сұраныстың құтын қашырып жіберді
25 апреля 2025 в 21:47
Сенатор назвала 8 профессий, которых нет в вузах, но их требует рынок
24 апреля 2025 в 21:52
300 жылға жететін 170 млрд тонна көмір қоры көміртегі бейтараптығы туралы міндеттемемізге кедергі келтірмей ме?
25 апреля 2025 в 21:39
Балхаш становится полноводнее: что это значит для экологии
25 апреля 2025 в 09:14
В БВУ откроются подразделения по защите прав клиентов
25 апреля 2025 в 21:22
113 ДТП, 42 погибших: власти Казахстана берутся за контроль такси
21 апреля 2025 в 15:13
В борьбе спаводком в СКО участвует 1600 человек из МЧС, МВД и Нацгвардии
25 апреля 2025 в 20:48
ForteBank повысил ставку по депозитам: как выгодно сберечь деньги
24 апреля 2025 в 11:30
Нефтепровод «Кенкияк – Атырау»: транспортировано свыше 100 млн тонн нефти
25 апреля 2025 в 19:55
В Кызылординской области отменили незаконные проверки малого бизнеса
22 апреля 2025 в 17:59
Изменены Правила использования единовременных пенсионных выплат на лечение
25 апреля 2025 в 19:29
После трагедии на полумарафоне в Алматы власти ужесточат правила
21 апреля 2025 в 12:57
Специальные обменные пункты для криптовалюты появятся в Казахстане
25 апреля 2025 в 19:04
Инвестор предложил $5 млрд за ERG: что это значит для Казахстана
21 апреля 2025 в 16:50
Газовый вопрос: что не так с ценами и почему это касается каждого
25 апреля 2025 в 18:47
Минфин указал на дыру в бюджете почти в 1 трлн тенге
24 апреля 2025 в 11:59