Во времена руководства акима Сагинтаева алматинцы обеднели. Уровень бедности в городе достигал худших значений за последние годы. Такие выводы сделали в исследовании Ranking.kz, передает Bizmedia.kz.
Что такое уровень бедности простыми словами? Это люди, которые зарабатывают ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум на 2022 год в Казахстане: 36 018 тенге.
После печальных событий, произошедших в начале января текущего года, бывшего акима Алматы Бакытжана Сагинтаева освободили от должности. На смену ему пришёл Ерболат Досаев.
На посту акима Сагинтаев пробыл 2,6 года, и это меньше, чем у всех его предшественников с момента получения РК независимости, кроме самого первого акима города.
Заметим: основная задача руководителя города — увеличение благосостояния граждан, то есть улучшение жизни населения. При этом, как показывает официальная статистика, уровень бедности при акиме Сагинтаеве значительно подскочил. Так, к примеру, в 2020 году доля населения Алматы, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, показала наихудшее значение за последние годы — 6,2% во втором квартале. В 2021 году значение варьировалось в пределах также пессимистичных 4,4%–4,9%. Конечно, свою роль сыграла и пандемия коронавируса, однако стоит отметить, что в 2012–2016 годах, несмотря на волну кризисов и девальваций, показатель в Алматы практически не превышал 1%, максимум в 2017 году составлял всего 1,7%. То есть в прошлые кризисы Алматы удавалось выстоять, но в текущий — нет.
Кроме того, в третьем квартале 2021 года соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных жителей в Алматы составило 7 раз. Это один из наихудших показателей по стране, говорящий о колоссальном разрыве между «богатыми» и «бедными».
Алматинцы обеднели. Как пытались с этим бороться
При этом из местного бюджета Алматы на соцпомощь выделялся большой объём средств, который, по логике вещей, должен был скорее сократить уровень бедности. Так, к примеру, всего за 11 месяцев 2021 года расходы бюджета Алматы на социальную помощь и социальное обеспечение составили 28,5 млрд тг, а в 2019-2020 годах сумма за полный год достигала 30,6 млрд и 33,7 млрд тг соответственно, что значительно больше предыдущих лет. Для сравнения: в 2018 году показатель составлял 19,7 млрд тг, в 2017-м — 18 млрд тг, в 2016-м — 15,6 млрд тг, в 2015-м и 2014-м — 8,5 млрд и 7,2 млрд тг соответственно.
То есть расходы госбюджета Алматы на соцпомощь и соцобеспечение, по официальным данным, росли, а благосостояние людей, напротив, падало. В такой ситуации говорить об эффективной работе акимата явно не приходится. Учитывая стратегическую ценность города как бизнес-центра страны, растущий уровень бедности является недобрым, опасным показателем, идущим вразрез с логикой развития города.
Напомним, после беспорядков, случившихся в Алматы в январе текущего года, президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил, что разрыв между богатыми и бедными достиг попросту недопустимого уровня. На фоне коррупции такое расслоение в доходах сыграло роль зажжённой спички у пороховой бочки.
Где в Казахстане самый высокий уровень бедности и почему его занижают
4 августа 2021 года стало известно, что по официальной статистике уровень бедности в Казахстане в 2020 году cоставил 5,3%. Это весьма небольшое значение, что может говорить о том, что в нашей стране население, живущее за чертой бедности, совсем незначительно.
Но на самом ли деле это так, с учетом того, что пандемия коронавируса повлияла на снижение доходов домохозяйств? Например, по оценке Всемирного банка, в апреле и мае 2020 года (во время режима чрезвычайного положения в стране) доходы домохозяйств упали на 15-25%. Начнем с того, что уровень бедности в Казахстане определяется не от полной величины прожиточного минимума, а от ее 70%. С 1 января 2021 года величина прожиточного минимума на душу населения составляет 34 302 тенге. Таким образом, порог в 24 011,4 тенге (70% от прожиточного минимума) является чертой бедности.
Уровень бедности является важным показателем, характеризующим уровень и качество жизни в обществе. Существует несколько основных концепций бедности – абсолютная, относительная и субъективная. В европейских странах применяют относительную концепцию бедности. Относительная концепция бедности определяет минимальный доход как долю (в развитых странах 40-50%) от уровня медианного дохода всех домохозяйств. Таким образом, данная концепция предполагает, что всегда будет существовать часть населения, которая будет считаться относительно бедной.
В странах с низким и средним уровнями дохода (в том числе в странах СНГ) используют абсолютную концепцию бедности, которая основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. По данной концепции бедным является человек, чей доход ниже стоимостной оценки минимальных потребностей.
Показатель уровня бедности в Казахстане рассчитывается с целью оказания адресной социальной помощи (АСП) и направляется тем семьям, чей доход на каждого члена семьи составляет ниже 70% от прожиточного минимума. Стоит отметить, что в каждом регионе рассчитывается свой прожиточный минимум, который напрямую зависит от стоимости минимальной потребительской корзины в регионе. В 2020 году самый высокий уровень бедности наблюдался в Туркестанской области (12,2%), самый низкий в Нур-Султане (1,5%).
Для того чтобы ответить на вопрос, как будет выглядеть уровень бедности в Казахстане, если применить европейскую относительную концепцию бедности, необходимо рассмотреть распределение доходов населения. В 2020 году наибольшая концентрация населения по размеру дохода, использованного на потребление, наблюдается в интервале от 30 001 до 60 000 тенге (52,98% населения). Медианный доход населения в 2020 году составил 49 671 тенге (применяются доходы населения, использованные на потребление).
Если применять относительную концепцию бедности, которая определяет черту бедности на уровне 60% от медианного дохода (29 802,6 тенге), то уровень бедности в Казахстане в 2020 году составил 9,9%, что почти в 2 раза превышает показатель, рассчитанный на основе прожиточного минимума. Таким образом, если применять относительную концепцию бедности, необходимо увеличивать расходы бюджета на адресную социальную помощь почти в два раза. Поэтому для правительства выгоднее применять абсолютную концепцию бедности при определении количества адресной социальной помощи с целью снижения расходов государственного бюджета.
Во многих странах, использующих абсолютную концепцию, уровень бедности рассчитывается от 100% величины прожиточного минимума. Например, в России, где по статистике уровень бедности в 2020 году составил 12,1% (с 2021 году в России величина прожиточного минимума определяется не на основе расчёта стоимости продуктов, включённых в потребительскую корзину, а как 44,2% от медианного среднедушевого дохода по стране). В Казахстане при расчете уровня бедности от 100% величины прожиточного минимума (34 302 тенге в 2020 году) показатель значительно увеличится, что создаст дополнительные расходы для бюджета государства на адресную социальную помощь.
Всемирный банк берет в расчет $5,5 в день на человека. Бедными считаются те, чей доход ниже $5,5. Таким образом, уровень бедности в 2019 году, рассчитанный по методике Всемирного банка, составляет 6,2%.
Если взять для расчета модальную заработную плату, наибольшая концентрация наемных работников по размерам начисленной заработной платы в 2020 году наблюдалась в интервале от 150 001 до 180 000 тенге (10,2% наемных работников). Медианная начисленная заработная плата наблюдалась в интервале от 135 001 до 150 000 тенге (начисленная заработная плата 53,3% наемных работников равна сумме до 150 000 тенге). Если использовать относительную концепцию на основе определения черты бедности на уровне 60% от медианной заработной платы (до 90 000 тенге в 2020 году), то получаем, что уровень бедности в 2020 году находился на уровне примерно 25,3%.
Точный учет уровня бедности, конечно, может привести к росту затрат государственного бюджета, но, с другой стороны, государство должно иметь реальную картину с целью определения стратегии сокращения бедности в стране и улучшения социального положения населения. В период пандемии коронавируса поддержка населения особенно важна, так как расходы многих домохозяйств весьма увеличились (например, расходы на медикаменты и медицинские услуги), в то же время сократились доходы в связи с ограничительными мерами (режим чрезвычайного положения в стране, карантин, приостановление деятельности многих компаний), сокращением занятости или болезни, связанной с коронавирусной инфекцией.
Читайте также: