А вот и цифра дня — за последние 25 лет в зарубежные офшоры из Казахстана вывели около 140-160 миллиардов долларов. Это равняется годовому ВВП всей страны и ее внешнему долгу.
Корреспондент Bizmedia.kz узнал эту информацию благодаря данным депутатов партии «Ак Жол». А они ссылаются на исследование международной организации Tax justice network.
Депутаты партии «Ак Жол» уточнили, что, по данным правоохранительных органов страны, за последние пять лет по фактам незаконного вывода капитала за рубеж было заведено свыше 200 дел. Однако о конкретных результатах данной работы ничего неизвестно.
«По информации международной организации Tax justice network, за последние 25 лет из Казахстана в зарубежные офшоры выведено порядка $140-160 млрд. Это сумма равняется годовому ВВП всей страны и ее внешнему долгу. Кроме того, общество обсуждает, что в период январской трагедии явные и тайные олигархи не только покидали страну на частных самолетах, но и в срочном порядке выводили огромные суммы на зарубежные счета», — заявили в партии.
В связи с этим депутаты просят Агентство по финансовому мониторингу предоставить информацию о том, сколько именно средств возвращено из офшорных зон в экономику Казахстана с момента создания агентства, а также поделиться данными о крупных денежных переводах из Казахстана в зарубежные страны в период январской трагедии.
Кроме того, фракция требует предоставить данные об отправителях таких транзакций и владельцах зарубежных счетов, на которые выводились подобные суммы.
«Есть основания предполагать, что в тот сложный момент выводились именно теневые капиталы и именно теми, кто не связывает свою жизнь с нашей страной. Надо дать им возможность жить где хотят, но если их деньги наворованы у народа, они должны быть возвращены и работать в нашей стране», — резюмировали в «Ак Жол».
Борьба с выводом денег в офшоры из Казахстана и монополистами
21 января 2022 года Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстану нужна новая налоговая политика, без подводных камней.
По его словам, по итогам 2021 года перечень налоговых льгот достиг почти 5 трлн тенге.
«Все это было сделано для диверсификации экономики, поддержки МСБ, повышения производительности. Где-то это сработало, но чаще не сработало. Очевидно, что государство не справится с экономической и социальной общественой модернизацией без достаточных и стабильных источников дохода. Поэтому нам нужна новая налоговая политика, без подводных камней и отраслевого фаворитизма, прозрачная и понятная как бизнесу, так и правительству», — сказал президент.
Правительству предстоит выработать ряд непростых решений, их в обязательном порядке нужно обсудить с предпринимательским сообществом, добавил он.
«Надо сделать так, чтобы честно платить налоги стало выгодно и просто. Бизнесу, особенно крупному, нужно проявлять нетерпимость к непрозрачным, мутным партнерам. В свою очередь с государства никто не снимает ответственность за сокращение доли теневой экономики, это огромный ресурс доходов бюджета. В то же время важно поддержать добросовестных налогоплательщиков, оградить их от нечестной конкуренции. Работу следует начать с чистой таможенной границы. Поручение я дал, жду конкретных и оперативных результатов», — заявил глава государства.
Он отметил, что по итогам 2020 года доходы госбюджета составили $34,6 млрд, или 20% ВВП.
«Это явно недостаточно для решения важных государственных задач. В странах ОЭСР доходы госбюджета достигают 40% и даже 50% ВВП. Даже у наших ближайших соседей это соотношение значительно выше. Украина — 40%, Россия — 35,5%, Кыргызстан — 31%. Далее за 10 лет доля налогов в структуре ВВП страны снизилась с 9,9% до 7,3%. На этом фоне критически выросли трансферты из Нацфонда с 2019 по 2021 годы — 12 трлн тенге, то есть без малого $30 млрд долларов», — привел цифры президент.
При этом уплата налогов крупнейшими компаниями — это песня, печальная по своей сути, добавил он.
«У нас на руках данные специализированных органов. Они свидетельствуют, что прибыльные гиганты под самыми разными предлогами уходят от полной уплаты налогов. Я поручаю премьер-министру окончательно разобраться с этой проблемой и обеспечить казну полагающимися ей средствами. В противном случае — жесткие меры. И тогда, как говорится в детской присказке, кто не спрятался, я не виноват», — сказал Токаев.
Кроме того, по его словам, стране нужна жесткая политика по деолигополизации экономики.
«Предстоит взрастить новое поколение предпринимателей, а не отдавать все заказы и подряды одним и тем же компаниям. Все льготы должны быть максимально горизонтальными и предоставляться только в обмен на конкретные встречные обязательства — это полнота уплаты всех налогов, выход на экспорт, создание качественных рабочих мест и другие вопросы», — пояснил он.
Здесь, по его словам, также предстоит провести анализ искусственно созданных монополий.
«Операторы, особенно частные, должны уйти в прошлое. Если помните, раньше был такой термин «откупщики». Частная компания за соответствующую плату откупала себе исполнение ряда экономических функций государства. Ни к чему хорошему это не приводило. Поручаю правительству обеспечить запрет на такую деятельность законодательно. Все ниши должны быть открыты для конкуренции. Следует проанализировать все ранее принятые решения подобного рода и принять меры по их отмене. Нужно ликвидировать многочисленные посреднические цепочки, искусственно созданные на рынках. Застарелая проблема, которую никто не хочет решать», — заявил президент.
Крайне важно, по его словам, чтобы меры господдержки не только увеличивали прибыльность предприятий, но и приносили пользу с точки зрения занятости и доходов. Компании, получающие прямую государственную поддержку, обязаны предоставлять отчет об использовании полученных от государств средств, подчеркнул глава государства.
«Далее — сохраняется проблема доступа к ключевым факторам производства: земле, инфраструктуре, электроэнергии. Здесь фактор личных связей играет определяющую роль. Вы это хорошо знаете. Отдельно стоит вопрос так называемого последнего километра. Речь идет о железнодорожных тупиках, разъездах, эстакадах. Много раз брались за решение данного вопроса, но всякий раз ведомственные и частные интересы брали верх. Правительство и Агентство по защите и развитию конкуренции должны поставить окончательную точку в данном вопросе. Доступ должен быть оперативным, полноценным и прозрачным», — считает он.
При этом все инвестиционные обязательства государство будет неуклонно исполнять, подчеркнул глава государства.
«Правительству следует провести анализ исполнения инвестобязательств. В современных условиях, когда борьба за иностранные инвестиции обострилась, нам нужно в гораздо большей степени полагаться на внутренние резервы. Речь, конечно, идет о средствах отечественных компаний. Если вы увязываете свое будущее именно с Казахстаном, то должны реинвестировать свои средства в нашу страну. В этом состоит ваша социальная и политическая ответственность перед страной. Принцип «зарабатываем здесь, тратим там» уже не имеет права на практическое существование», — заявил он.
Поэтому теперь, по словам президента, работа будет вестись по двум направлениям: возврат капитала в страну, а также постановка барьеров для оттока финансов в офшоры.
«Такие механизмы применяются во многих странах мира, нам тоже следует двигаться в этом направлении. Здесь необходимо понять, как вовлечь в эту работу наши банки. Средства должны идти в реальную экономику, а не спекуляции на рынке. Что нужно поправить в регулировании, чтобы наши банкиры наконец начали исполнять свою прямую и главную функцию — кредитовать реальные бизнес-проекты? Вопрос, конечно, сложный, я это понимаю, но его надо решить. Сейчас это основной тормоз экономических преобразований», — пояснил Токаев.
Помимо этого, по его словам, следует максимально эффективно использовать природные богатства.
«Правительству следует провести ревизию всех месторождений, определить неиспользуемые для их дальнейшей разработки с привлечением зарубежных и местных инвесторов. Если месторождение взято, что называется, впрок, следует изымать его и передать тому, кто готов вкладывать деньги. В целом, если говорить о неработающих активах, их вовлечение в экономический оборот, то нужно серьезно подойти к вопросу стрессовых активов. Считаю возможным расширить круг субъектов, юридически уполномоченных на покупку таких замороженных активов у банков», — считает глава государства.
Агентству по финансовому регулированию совместно с правительством, по его словам, следует создать цифровую платформу и инфраструктуру, сформировать вторичный рынок покупки и продаж, стрессовых активов, создать стимулы, включая налоговые, для их приобретения.
«Еще одним направлением для привлечения в страну инвестиций должна стать перезагрузка государственного частного партнерства. Сегодня этот механизм по существу стал инструментом обхода процедур госзакупок. На бюджет перекладываются все предпринимательские риски. Необоснованно предоставляются сверхльготы и сверхмаржинальность. Обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансированно распределятся между инициаторами и государством. Правительству предстоит выработать новые современные подходы к ГЧП», — поручил президент.
Правительству также предстоит навести порядок в таких сферах, как обеспечение нефтепродуктами, рынок телекоммуникаций, фармацевтика, и в ряде других, продолжил он.
«Особую значимость для стимулирования новых производств играет и снабжение природным газом. В рамках реформирования госфонда «Самрук-Казына», его газовых подраделений, приоритетом следует сделать поставку газа на внутренний рынок. Уже не просто предприниматели, а акимы регионов обращаются в правительство и даже ко мне с просьбами о выделения газа для реализации индустриальных проектов. А газа нет. Ситуация, когда мы просто гоним его на экспорт вместо того, чтобы использовать для запуска отечественных производств, больше неприемлема», — возмутился Токаев.
В целом, главная задача встречи Токаева с крупным бизнесом — положить начало конструктивного диалога госорганов и бизнеса, уточнил он.
«Этот диалог должен привести к созданию нового экономического курса. Его итогом станет консенсус между властью и бизнесом, мы строим слышащее государство. Это не громкая фраза, не фигура речи, это действительно государство, которое должно внимательно прислушиваться к мнению своих граждан. И наша встреча — это знак того, что бизнес будет услышан, и все его конструктивные предложения будут учтены в отраслевых и структурных политиках», — сказал он.
Государство предлагает бизнесу стать прогрессивным национальным бизнес-классом, который максимально заинтересован в построении сильного и процветающего Казахстана, отметил президент.
«Важно помнить, что разница между успешными странами и застрявшими на переходном этапе, это способность национальной буржуазии, или неспособность отойти от потребительского отношения к стране и гражданам. Способность сыграть ключевую роль в трансформационных процессах. По моему глубокому убеждению, в этом и есть настоящий патриотизм со стороны предпринимательского класса», — подчеркнул он.
По каждому из направлений социально-экономических реформ можно создать проектную группу, куда представители крупного бизнеса могут направить своих представителей или участвовать лично, уточнил президент.
«Здесь лишней бюрократии и формализма не нужно. Каждый из вас, прежде всего, человек дела. Подготовленные пакеты и предложения должны лечь в основу среднесрочной программы по новой экономической политике. Поручаю создать совет отечественных предпринимателей при правительстве. Думаю, что такой орган позволит напрямую донести мысли и идеи бизнеса и снизит кулуарность принимаемых решений. Я также готов регулярно проводить с вами встречи. Критиков действий государства всегда хватало и будет хватать. Давайте вместе определим, что делать дальше и давайте вместе реализовывать реформы. От слов пока переходить к делу», — сказал тогда он.
В какие страны вывели деньги из Казахстана и не вернули
Сразу отметим, что по этому вопросу самая свежая информацию датируется 12 октября прошлого года. Тогда сообщалось, что чаще всего деньги из Казахстана с нарушением правил переводились в Китай, Гонконг, Турцию и Великобританию.
В Агентстве по финансовому мониторингу сообщили, что за девять месяцев 2021 года в производстве по статье 235 УК* находилось 47 уголовных дел, связанных с невозвращением валюты в страну.
«Из них 10 окончено, в суд направлено три дела. По реабилитирующим основаниям прекращено девять процессов. Сумма установленного ущерба по оконченным уголовным делам составила почти 1,7 млрд тенге, из них возмещено более 1 млрд тенге, наложен арест на имущество — около 876 млн. Компенсация с учетом наложенного ареста на имущество составила 1,9 млрд тенге», — отметили в агентстве.
В ведомстве добавили, что основными странами, куда переводились денежные средства с нарушением требований репатриации, являются Китай, Гонконг, Великобритания и Турция.
«В настоящее время реализуется Комплексный план по сокращению операций с офшорными юрисдикциями на 2020-2021 годы. Его целью является совершенствование налоговой политики и администрирования в данном направлении и обеспечение прозрачности совершаемых участниками внешнеэкономической деятельности сделок», — резюмировали в АФМ.
Как пытаются сдержать переток денег в офшоры из Казахстана
В сентябре мажилисмены приняли законопроект по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма, где предусмотрены нормы о дополнительных проверках для некоторых категорий чиновников. Согласно проекту, будет установлен контроль за денежными операциями и иным имуществом публичных должностных лиц. Перечень этих лиц будет утверждаться президентом. А Агентство по финансовому мониторингу, в свою очередь, будет вести персональный список этих лиц, членов их семей и близких родственников.
Кроме этого, в стране с начала года запустился первый этап всеобщего декларирования. Сведения о своих активах и обязательствах предоставили государственные служащие, лица, приравненные к ним, и их супруги.
«Из 497 тыс. лиц, сдавших декларацию, 440 имеют счета в иностранных банках 58 государств. Общая сумма составляет 691 млрд тенге. Больше всего их сосредоточено в России (140 физлиц), США (65) и в Швейцарии (38)», — сообщил зампредседателя комитета государственных доходов Жайдар Инкербаев.
Помимо этого, 494 человека задекларировали 666 объектов недвижимости за пределами Казахстана, в 26 странах — в основном, в России, ОАЭ и Турции. А также 47 физлиц имеют доли в частных структурах за рубежом — в России, ОАЭ, на Кипре, 1185 человек — в долевом строительстве в 11 странах, в том числе и в республике.
Ожидается, что к 2025 году всеобщим декларированием будут охвачены все жители страны.
Напомним, что, по данным Национального банка, за пять лет инвестиции из Казахстана на Каймановы острова увеличились на 398% (до $1,7 млрд), в Нидерланды — на 21% (до $17,6 млрд), в Люксембург — на 20% (до $1,1 млрд). В ведомстве пояснили, что указанные цифры — это запасы казахстанских активов в форме прямых инвестиций, а не потоки за определенный период, которые напротив, демонстрируют сокращение на 67%.
«То, что в Нидерланды вкладывают такие суммы, связано с созданием в этой стране казахстанских совместных компаний (SPV). Специальные зоны со льготным налогообложением позволяют иностранным бизнесменам минимизировать риски инвестиций в развивающиеся страны. При этом совместные проекты в Нидерландах могут быть реализованы зарубежными инвесторами из разных стран мира. Что касается Каймановых островов, то они стали популярны после активного развития сферы фондов коллективного инвестирования», — отметили в Нацбанке.
В целом, на 1 апреля 2021 года казахстанские активы в форме прямых иностранных инвестиций за рубежом составили $29,8 млрд.
Читайте также:
Выведенные 160 млрд долларов из РК. Как их вернуть и что уже сделали?