Депутат Мажилиса Ерлик Омиргали предложил отсрочить налоги и кредиты пострадавшим в беспорядках бизнесменам на 90 дней. А также предложил выдавать беспроцентные ссуды на проведение ремонтных работ в пострадавших помещениях и жилье, передает Bizmedia.kz.
В запросе на имя премьер-министра Алихана Смаилова депутат заявил, что банки обязались не начислять штрафы за просрочки и дать отсрочку по кредитам на период ЧП. Однако, по его словам, чрезвычайное положение закончилось, а бизнес еще даже не начал восстановление. Ему очень пригодится такая мера как отсрочка выплаты по налогам и кредитам.
«Предлагаем Агентству по финансовому мониторингу обязать все банки и микрокредитные организации ввести отсрочку всех займов как для юридических, так и для физических лиц на 90 дней для проведения ремонта и восстановления доходов, с пролонгацией сроков займов, чтобы не увеличивать текущие выплаты по окончании отсрочки. На тот же срок нужна отсрочка по налогам по тем же причинам.
Предлагаем проработать вопрос о выдаче беспроцентных ссуд на проведение ремонтных работ в пострадавших от террора помещениях и жилье», — сказал депутат.
По мнению депутата, страховые компании отказываются начислять выплаты, несмотря на регулярные платежи со стороны предпринимателей.
«За безопасность всегда должно отвечать государство, это основа общественного договора граждан с государством. Помогайте решать проблему, и не только с налогами, но и с другими обязательствами, которые возникли по вине госорганов, которые, как сказал президент, «проспали» нападение на наши города. (…) Генеральной прокуратуре и Агентству по регулированию финансовых рынков нужно выступить в защиту предпринимателей в спорах со страховыми компаниями», — заявил Омиргали.
Сумма ущерба
Тем временем в Нацпалате предпринимателей «Атамекен» подсчитали общую сумму ущерба от беспорядков. Она, по заявлению пресс-службы организации, составила 103,7 миллиарда тенге.
Всего в call-центр поступило 4833 звонка, из них по вопросам мародерства — 1988 обращений.
«Общая сумма ущерба составила, по приблизительным подсчетам, более 103,7 миллиарда тенге (в Алматы — 102,2 миллиарда тенге)», — говорится в сообщении.
В 11 регионах страны выявлено 1615 пострадавших субъектов бизнеса, расположенных в 1885 объектах, из них в Алматы — 1506 субъектов, расположенных в 1771 объекте.
«Отрасли пострадавших субъектов бизнеса: торговля — 1482; общепит — 44; финансовый сектор — 61; логистика — 23; СМИ – 5», — добавили в НПП «Астамекен».
Кому необходимы отсрочки выплаты по налогам и кредитам?
Огромный ущерб от беспорядков и мародеров понесли сети по продаже техники. Так общий ущерб сети магазинов «Белый ветер» составил около 2 миллиардов тенге.
«У нас было всего 13 магазинов в Алматы, из них 12 разграблены и разрушены. Был пожар в нескольких магазинах. Слава Богу, не пострадал ни один из наших сотрудников. Это удалось благодаря тому, что вовремя закрылись и всех отпустили домой. Важнее жизнь и здоровье наших сотрудников. Мы этому очень рады», — рассказала начальник отдела интернет-маркетинга Яна Новохацкая.
В магазинах сети «Белый ветер» в основном представлено мелкое, но дорогое оборудование: ноутбуки, телефоны, колонки и аксессуары. Поэтому, по словам Яны Новохацкой, вынесли абсолютно все, а все, что не украли, то сломали.
«Мы очень надеемся на поддержку государства, потому что это более трети нашего бизнеса по Казахстану, и мы не знаем, как мы без поддержки будем выживать далее. Ожидаем, что будет возмещение ущерба, не знаем, насколько это возможно и в какие сроки. Какая-то, может, налоговая поддержка, чтобы можно было легче восстановиться», — добавила она.
Бизнесмены все еще подсчитывают ущерб, причиненный во время беспорядков в Алматы, и пока назвать точную сумму невозможно. Но точно известно, что ущерб исчисляется в миллиардах тенге.
«У нас 12 магазинов ограбили. Уносили мобильные телефоны, приезжали на грузовой машине, выносили тяжелую технику, телевизоры, холодильники, половину по дороге разбили и не донесли. Из-за пожаров сработала сигнализация и водой все залило. Сожгли наш магазин в торговом центре «Мерей» на «Саяхате». Также разграбили сервисный центр, контакт-центр, всю оргтехнику вынесли. Из сервисного центра вынесли товар, который был на сервисе, — клиентский, по сути», — заявил директор по маркетингу Sulpak Константин Иванюк.
По его словам, несколько охранников подверглись нападению. Они получили телесные повреждения, к счастью, без летальных исходов.
Читайте также: