В связи с регистрацией самолетов и предстоящим запуском Fly Arystan в Air Astana, депутат Аскар Садыков выразил свои сомнения в подходе руководства авиакомпании 24 января 2024 года. В ответ на это, 25 января Air Astana опубликовала заявление, в котором подробно пояснила несколько ключевых вопросов, сообщает Bizmedia.kz.
Что касается регистрации воздушных судов в Ирландии, руководство Air Astana пояснило, что это обеспечивает выполнение основных процессов лицензирования, поддержания летной годности и сертификации экипажа в соответствии с европейскими стандартами. Более того, регистрация в западных реестрах помогает снизить риски, связанные с санкциями, и обеспечивает стабильность в обслуживании и получении запасных частей.
В соответствии с законодательством Казахстана, авиакомпании имеют полное право выбирать юрисдикцию для регистрации своего воздушного флота. Air Astana не исключает возможности регистрации своих самолетов в Казахстане в будущем. Окончательное решение будет в значительной степени зависеть от продуктивной работы Авиационной администрации и Комитета гражданской авиации Казахстана, которые активно работают над обеспечением соответствия авиационной безопасности европейским стандартам. Безопасность является приоритетной задачей для авиакомпании.
Утверждение о том, что регистрация самолетов за пределами Казахстана связана с финансовыми или налоговыми причинами, не является точным. Таможенные сборы не зависят от места регистрации воздушных судов. Таким образом, утверждения о том, что регистрация в Европе «подрывает национальные экономические интересы страны» и «национальный перевозчик избегает налогов в своей стране» не имеют оснований. Air Astana является одним из крупнейших налогоплательщиков в стране.
В 2002 году государство вложило 8,5 миллиона долларов в создание Air Astana, и с тех пор авиакомпания не получала государственных субсидий. За прошедшие годы Air Astana развивалась собственными силами и финансировала свои крупные проекты, такие как приобретение самолетов в финансовый лизинг, строительство обучающих и технических центров, а также приобретение авиационных симуляторов. Все эти затраты были покрыты за счет собственных и заемных средств компании, без привлечения государственного бюджета. За примерно 20 лет Air Astana выплатила дивиденды на сумму 75 миллионов долларов и заплатила более 711 миллионов долларов в виде налогов, что в 92 раза превысило первоначальные инвестиции.
В настоящее время процесс выделения FlyArystan в отдельную юридическую единицу активно продолжается. FlyArystan проходит все необходимые процедуры для получения собственного сертификата эксплуатанта, соответствующего высоким стандартам безопасности полетов. По завершении этих процессов FlyArystan станет дочерним предприятием Air Astana Group, обладающим 100% владением, юридической регистрацией и сертификатом эксплуатанта.