Несмотря на растущую цифровизацию и увеличение числа штрафов, количество аварий и смертность на дорогах Казахстана не уменьшаются. За последний год было зафиксировано на 21,4% больше нарушений на дорогах, в результате которых было выписано штрафов, общее число которых достигло 8,2 миллиона.
Сравнение данных за последние пять лет (2017–2022) показывает увеличение числа нарушений в 2,9 раза. Этот рост обусловлен рядом факторов. Прежде всего, число легковых автомобилей увеличилось на 13,2%. Вторым фактором является увеличение числа автоматически зафиксированных нарушений ПДД с помощью систем видеонаблюдения. Так, число случаев превышения скорости увеличилось в 9 раз за 2022 год по сравнению с 2017 годом — с 344 тысяч до 3,1 миллиона.
В прошлом году продолжился этот рост. По данным Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, камеры «Сергек» и радары дорожной полиции зафиксировали 3,9 миллиона автомобилей, превысивших разрешенную скорость за январь–ноябрь 2023 года (плюс 35,2% по сравнению с аналогичным периодом). Большинство этих нарушений были совершены водителями, скорость которых превышала разрешенную на 10-20 км/ч.
В текущем году количество нарушений, зафиксированных камерами «Сергек», может увеличиться еще больше. Причина в том, что в крупных городах введен пилотный проект, позволяющий камерам фиксировать не только превышение скорости, но и нарушения правил проезда пешеходных переходов.
Согласно информации Комитета административной полиции МВД РК, камеры теперь также могут отслеживать водителей, которые не пристегнуты ремнем безопасности или используют телефон во время движения.
Превышение скорости является самым распространенным нарушением ПДД. Оно составляет 48,3% от всех зафиксированных нарушений. На втором месте – игнорирование дорожных знаков и разметки: 21,7%.
В последние 12 месяцев мы наблюдаем несоответствие между увеличением количества административных нарушений и ростом общей суммы штрафов. Конечная цифра штрафов выросла на 40,4%, достигнув отметки в 88,7 миллиардов тенге за период с января по ноябрь 2023 года. Из этой суммы уже пополнили госбюджет на 74,2 миллиарда тенге.
Самые частые нарушения, такие как превышение скорости и игнорирование дорожной разметки и знаков, приносят большую долю выручки — 60,3 миллиарда тенге, что составляет 67,9% от общей суммы штрафов.
В прошлом году преследование пешеходов и других участников дорожного движения стало более активным. Статистика показывает рост нарушений ПДД на 13,3% и увеличение суммы штрафов на 34,8% до 1,7 миллиарда тенге.
Помимо этого, статья в КоАП, связанная с нарушениями, приведшими к травмам и повреждениям имущества, занимает третье место по объему штрафов — 5,5 миллиарда тенге.
Цифровые системы видеонаблюдения в Казахстане использовались, чтобы снизить количество аварий и смертей на дорогах. Тем не менее, статистика говорит о том, что хотя камеры помогли собрать больше денег, общее количество аварий не изменилось.
В 2018 году было зарегистрировано 15,8 тысяч ДТП, в которых погибло 2,1 тысячи человек, тогда как в прошлом году произошло 15,9 тысяч ДТП, и число погибших достигло 2,5 тысяч. Самые частые ДТП — это наезд на пешехода.
В прошлом году из 15,9 тысяч ДТП автомобили сбили пешеходов в 6,1 тысяче случаев. Город Алматы остается лидером по количеству ДТП уже не первый год, каждое четвертое ДТП происходило именно здесь. При этом, половина всех смертельных ДТП происходят на загородных трассах.
Наиболее обычное происшествие на дорогах — это авария, в которой автомобиль наезжает на пешехода. В прошлом году из 15,9 тыс. зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, пешеходы стали жертвами в 6,1 тыс. случаев.
Следующим по числу происшествий являются аварии при столкновении автомобилей. В 2023 году было зафиксировано 4,5 тыс. таких случаев. При анализе данных по регионам, Алматы продолжает оставаться на первом месте по количеству ДТП.
Прошлый год был не исключением, каждый четвертый автомобильный инцидент был зарегистрирован именно в этом городе.