Мировые тенденции, технические инновации и освобождение от налогов при импорте электромобилей стимулируют рост их популярности. Главным условием для получения этой льготы является ввоз только одного автомобиля в год для личных нужд, не связанных с коммерческой деятельностью. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Однако, обнаружены случаи реализации электромобилей под видом личного пользования для последующей перепродажи, в том числе через восемь автосалонов. В Алматы прокуроры выявили 34 таких случая перепродаж, где возможные убытки государства превысили 100 млн тенге. В этой ситуации, помимо ущерба госбюджету, возникает неконкурентная среда, которая часто ведет честный бизнес к банкротству.
Это не единственная проблема, связанная с таможенным оформлением электромобилей.
Органы государственного дохода не обеспечивают единообразное применение закона при их таможенной очистке. Например, случай с автомобилем марки «LiAuto» (Li 7 и 9). По мнению компетентного органа, этот транспорт является электромобилем. Однако, из 141 идентичного автомобиля в 7 случаях таможенными агентами и декларантами применен код гибридного автомобиля, что привело к необоснованной уплате в бюджет около 80 млн тенге и нарушению прав участников внешнеэкономической деятельности.
Сегодня, по представлению прокуратуры, принимаются меры для искоренения такой практики и возврата денежных средств декларантам (владельцам автомобилей, зарегистрированных как гибридные). Также рассматривается вопрос об ответственности виновных сотрудников и таможенных брокеров. Отдельные дела с признаками преступления переданы в органы уголовного преследования.