На конференции по климату COP28, проходящей в Дубае, задумались о том, как медленно уменьшать потребление ископаемого топлива для противодействия изменению климата. Делегаты отметили один позитивный момент — растущий парк электромобилей, который уже существенно снижает спрос. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
По мнению отраслевых экспертов, рост продаж электромобилей в последние годы заставил прогнозистов пересмотреть свои взгляды относительно достижения глобального пика потребления нефти. С государственными субсидиями и усовершенствованными технологиями, появляются возможности преодолеть высокие цены на автомобили, работающие от аккумуляторов.
Международное энергетическое агентство (МЭА), базирующееся в Париже и объединяющее 29 промышленно развитых стран, прогнозирует, что мировое потребление нефти достигнет своего пика в конце этого десятилетия на уровне 103 миллионов баррелей в день. Это после того, как в 2017 году прогноз был скорректирован и пик потребления нефти составил почти 105 миллионов баррелей в день к 2040 году.
«Политическая поддержка перехода к электрификации стала переломным моментом и существенно сократила спрос на нефть в транспортном секторе, который является ключевым фактором роста мирового спроса на нефть», — отмечает Апостолос Петропулос, специалист по энергетическому моделированию МЭА.
Нефтяной гигант BP (BP.L) пересмотрел свои прогнозы глобального пика спроса на нефть, в то время как правительства США и Китая — двух крупнейших потребителей нефти в мире — снизили свои прогнозы внутреннего потребления.
По данным МЭА, транспорт удовлетворяет около 60% мирового спроса на нефть, при этом только на Соединенные Штаты приходится около 10%. Однако, согласно прогнозам МЭА, к 2030 году электромобили сократят мировой спрос на нефть примерно на 5 миллионов баррелей в день.
На данный момент доля глобальных продаж электромобилей составляет около 13% от общего объема продаж автомобилей, но к концу десятилетия, согласно МЭА, эта доля вырастет до 40-45%. Это станет возможным благодаря все более жестким стандартам эффективности и субсидиям, которые были введены правительствами разных стран после Парижского соглашения 2015 года с целью ограничить глобальное потепление до 1,5 градусов Цельсия (2,7 градусов по Фаренгейту) по сравнению с прединдустриальным периодом.
Среди последних мер субсидирования, принятых в прошлом году, следует отметить Закон США о снижении инфляции. Он предусматривает налоговый кредит в размере 7500 долларов на приобретение нового электромобиля (EV), что должно помочь компенсировать высокие цены.
Хотя эти цифры впечатляющи, МЭА считает, что продажи электромобилей должны быть еще выше — порядка 70% рынка к 2030 году — чтобы достичь целей Парижского соглашения по ограничению климатических изменений.
Однако, смогут ли продажи достичь такого уровня, пока остается неизвестным. В последние недели производители электромобилей, включая General Motors (GM.N), Ford (F.N) и Stellantis (STLAM.MI), сократили или отменили планы по увеличению производства. Это связано с ростом затрат на рабочую силу и признаками замедления роста в Соединенных Штатах, вызванными повышением процентных ставок.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе снижение стоимости батарей для электромобилей вдохновляет некоторых исследователей оптимизмом.
ДЕШЕВЛЕ В КИТАЕ
В соответствии с отраслевыми экспертами, успешное внедрение электромобилей (EV) в будущем в значительной степени зависит от ценности и доступности зарядных станций. Китай занимает лидирующие позиции в обеих областях.
По данным британской исследовательской компании JATO Dynamics, в середине 2023 года средняя цена электромобиля в Китае составляла 31 165 евро (33 964 доллара). Согласно JATO, самый дешевый электромобиль в Китае стоит на 8% меньше, чем самый дешевый бензиновый аналог. Это объясняется масштабными государственными субсидиями и легким доступом к редкоземельным металлам, которые играют важную роль в производстве EV.
EV уже занимают около четверти рынка в Китае, и ожидается, что эта страна будет продолжать лидировать в мировом росте. С другой стороны, в Соединенных Штатах средняя цена EV превышает 53 000 долларов, что на 5 000 долларов выше, чем у бензиновых автомобилей, по данным автомобильной исследовательской компании Kelley Blue Book.
Соединенные Штаты также значительно отстают от Китая по количеству общественных зарядных станций. Согласно докладу Института электрификации, опубликованному в октябре, в США есть около 52 000 общественных зарядных станций, в то время как в Европе их около 400 000, а в Китае — около 1,2 миллиона.
Тем не менее, прогнозируется, что к 2030 году доля электромобилей в США составит 50%. Водителей привлекает постоянное совершенствование технологий, снижение цен и перспектива избежать колебаний цен на бензиновых заправках.
«Изменения в политической сфере могут замедлить переход», — отмечает Петропулос из МЭА, указывая на опасения некоторых производителей электромобилей о возможной новой политике, связанной с предстоящими выборами в США. «Однако, в конечном итоге, переход уже происходит в настоящее время».
(1 доллар = 0,9176 евро)