Если война с США за Тайвань произойдет, Китаю придется создать глобальную сеть компаний. Он также должен будет арестовать американские активы в пределах своих границ и выпустить облигации, деноминированные в золоте, передает Bizmedia.kz.
Такие выводы делают китайские ученые, связанные с правительством и изучающие реакцию Запада на действия России после ее вторжения на Украину. Санкции против Москвы заставили сотни китайских экономистов, финансистов и геополитиков изучить вопрос о том, как Китай должен смягчить последствия экстремальных сценариев, включая потерю доступа к американским долларам.
Это вопрос обозревается в Reuters, который изучил более 200 политических и научных статей на китайском языке, опубликованных с февраля 2022 года. «В условиях обострения китайско-американской стратегической конкуренции и конфликта в Тайваньском проливе нам следует опасаться повторения США этой модели финансовых санкций против Китая», — пишет Чэнь Хунсян, научный сотрудник филиала Народного банка Китая (PBOC) в провинции Цзянсу. По его словам, Китаю следует готовиться к «черному дню», чтобы обеспечить свою финансовую и экономическую стабильность.
Агентство Reuters впервые сообщает о специфике сценариев и возможных мерах противодействия. Многие исследователи предупреждают, что опыт России показывает, что санкционная борьба с Западом может оказаться гораздо более разрушительной для Китая из-за его крупной экономики и зависимости от передовых иностранных технологий и импорта сырьевых товаров. Некоторые из них считают, что усиление взаимозависимости может быть более эффективным подходом, чем «закрытие дверей».
По словам высокопоставленных американских военных, председатель КНР Си Цзиньпин приказал Народно-освободительной армии быть готовой к вторжению на Тайвань к 2027 году. Пекин не исключает применения силы для захвата острова, хотя никогда не делился подробностями подготовки к войне. Однако обзор Китайской национальной инфраструктуры знаний (China National Knowledge Infrastructure) показывает, что за 12 месяцев после начала войны на Украине обсуждение санкций США, включая исследователей, занимающихся вопросами внешней и финансовой политики Китая, выросло на 50% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
В июле 2022 года экономист и бывший советник Центрального банка Ю Юндин написал в журнале, что «анализ различных возможных сценариев и разработка мер по предотвращению, реагированию и противодействию, несомненно, являются первоочередными задачами китайских политиков».
Агентство Reuters сотрудничало с каждым из исследователей, упомянутых в этом материале, непосредственно или через их институты, хотя подавляющее большинство отказались комментировать или не дали ответа. Юй направил Reuters к своей аналитической статье о развязке.
В заявлении PBOC было указано, что научные работы, созданные его сотрудниками, отражают их личные точки зрения. Центральный банк не предоставил ответы на вопросы о возможных санкциях.
Информационное бюро Госсовета Китая также не отвечало на запросы относительно планов Пекина на случай непредвиденных обстоятельств.
ВЗГЛЯД В СТОРОНУ МОСКВЫ
Заморозка валютных активов российского центрального банка на сумму свыше 300 млрд долларов и исключение российских банков из системы межбанковских платежей SWIFT в прошлом году вызвали особую тревогу среди китайских экспертов. Они обратили внимание на то, что Китай обладает валютными резервами, превышающими 3 трлн долларов, и его экономика зависит от экспорта.
«Риск замораживания зарубежных резервных активов Китая кажется все более неизбежным», — пишет Ван Юнли, генеральный директор China International Futures, одной из крупнейших брокерских компаний в стране, занимающейся торговлей сырьевыми товарами и финансовыми фьючерсами.
Ван и несколько исследователей из Китайского народного банка (PBOC) в своих статьях говорили о том, что если США введут санкции против Китая по образцу России, Пекину следует заморозить американские инвестиционные и пенсионные фонды, а также арестовать активы американских компаний. При этом в статьях не указывались конкретные компании в качестве потенциальных целей.
Исследователи также предложили нетрадиционные решения проблемы зависимости Китая от доллара США, частично вдохновившись политикой Москвы.
China International Economic Exchange Center (CCIEE), базирующийся в Пекине, опубликовал несколько аналитических материалов, в которых рассматриваются уроки, которые Китай может извлечь из российского опыта.
Сунь Сяотао, научный сотрудник CCIEE, опубликовал статью в феврале, в которой утверждает, что Китай должен стремиться к увеличению объемов торговли золотом для предотвращения серьезных колебаний курса юаня, следуя решению российского центрального банка увеличить свои золотые резервы на миллион унций после начала действий на Украине.
Reuters не удалось выяснить, насколько аналитические центры влияют на принятие решений в Китае, однако известно, что они проводят брифинги и пишут отчеты для высокопоставленных чиновников.
Некоторые политические решения Китая совпадают с рекомендациями этих организаций. Данные, опубликованные центральным банком ранее в октябре, показывают, что PBOC увеличивает официальные золотые резервы уже в 11-м месяце подряд.
ЭНЕРГЕТИКА И АЛЬЯНСЫ
Помимо финансовых санкций, ответ России на давление Запада в нефтяной, газовой, металлургической и проводниковой промышленности вызвал интерес у китайских исследователей.
В январе академик Шанхайской академии общественных наук Моу Линчжи отметил, что требование России оплачивать газ в рублях должно побудить Китай к ускорению процесса ценообразования в юанях для товаров, таких как литий, необходимый для аккумуляторов электромобилей.
Исследователи Центрального банка поддержали эту точку зрения и в ноябре прошлого года сотрудник филиала PBOC в провинции Хайнань, Ся Фань, написал, что Китаю следует «ускорить процесс международных расчетов за энергоносители» в юанях, чтобы ослабить доминирование доллара на нефтяном рынке.
В июне исследователи крупной горнодобывающей компании China Minmetals Corporation также обсуждали необходимость разработки чрезвычайных планов, гарантирующих поставки железа, меди, никеля и других стратегических металлов, отмечая, что российские никелевые товары были приостановлены на Лондонской бирже металлов из-за Украины.
Некоторые исследователи предложили создать новую экономическую группировку, которая могла бы защитить Китай в условиях санкционного противостояния. В январе экономист китайской национальной компании по разведке и разработке нефти и газа Е Янь написал, что более дешевая российская нефть, которой Китай воспользуется из-за западных санкций, создала модель для будущей «антисанкционной корпоративной сети», которая позволит странам-участницам торговать товарами по льготным ценам.
Китайские исследователи также предлагают использовать разногласия внутри Европейского союза и между США и их союзниками. Согласно одному из зарубежных аналитиков, это может быть связано с отсутствием единства на Западе. «Достичь широкого международного консенсуса относительно санкционной коалиции против Китая будет гораздо сложнее, чем против России, из-за гораздо большего объема инвестиций и зависимости от ее рынка», — считает Мартин Чорземпа, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне.
ПОИСК РЕШЕНИЙ
Некоторые аналитики подчеркивают ограниченность интернационализации юаня и считают, что Китай должен вместо этого ослабить санкции, расширяя свои экономические связи с США и их союзниками.
В статье 2022 года Ю, бывший советник PBOC, указывает, что США вряд ли изымут триллионы долларов или откажутся выплачивать основную сумму и проценты по казначейским векселям, которыми владеет Китай. В свете тесных экономических и финансовых связей между Китаем и США, Соединенные Штаты не применят принцип «убить тысячу врагов и ранить восемьсот своих», пишет Юй.
В прошлом году Ванг, официальный представитель China International Futures, привел аналогичные аргументы, отметив, что золото не является практической заменой долларовых резервов из-за затрат и рисков, связанных с транспортировкой и хранением больших объемов металла. В свете этих проблем многие исследователи предлагают Пекину еще больше открыть внутренние финансовые рынки, чтобы связать интересы США, их союзников и компаний из этих стран с Китаем, увеличивая издержки от санкций.
Частично в ответ на это ЕС и США стремятся снизить риск и диверсифицировать цепочки поставок и производство микросхем на месте. Однако, по словам Чорземпы, для того чтобы эта политика принесла свои плоды, потребуется время. «Более яркая роль Китая в глобальных цепочках создания стоимости также даст ему больше возможностей обойти санкции, а его способность заменять иностранные технологии на собственное производство гораздо сильнее, чем у России», — сказал он.
Чэнь, исследователь PBOC, рассмотрел «ядерный» вариант исключения Китая из SWIFT и пришел к выводу, что расширение сотрудничества с США является лучшим способом защиты Китая. «Взаимное проникновение китайской и американской экономики неизбежно ослабит готовность к введению финансовых санкций», — написал он.