Служба рейтингов S&P понизила рейтинг казахстанской нефтяной компании ТОО «Тенгизшевройл» до «BB+» с «BBB-» в связи с возросшим риском нарушения основного экспортного маршрута. Аналитики вывели рейтинги ТШО из списка CreditWatch, куда они были помещены после июльского решения суда по КТК. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Понижение рейтинга ТШО обусловлено, прежде всего, потенциальным ущербом для деятельности компании и сокращением ее денежных потоков в случае длительных перебоев в работе основного экспортного маршрута. Более 95% нефти ТШО транспортируется по трубопроводу КТК, который проходит по территории России.
Учитывая геополитическую напряженность, вызванную российско-украинским конфликтом, и соответствующие экономические санкции, введенные торговыми партнерами России, Амин считает, что существует повышенный риск перебоев в экспорте нефти по КТК через территорию России.
Эксперты заявили, что большинство нефтяных компаний Казахстана принадлежат западным нефтяным компаниям, что дает России дополнительные основания для блокирования поставок нефти. Вероятность того, что Россия значительно сократит пропускную способность нефтепроводов, возросла в последние месяцы.
Агентство Standard & Poor’s предупредило, что существует высокий риск дальнейших сбоев в экспорте через КТК и Новороссийский порт, что может оказать негативное влияние на российскую экономику. Они заявили, что с марта 2022 года произошло по меньшей мере четыре инцидента, связанных с КТК, на который приходится около 80% добычи нефти в России.
В краткосрочной перспективе Казахстану не удастся добиться полной автономии от российских экспортных маршрутов. Они считают, что на создание альтернативных маршрутов уйдут годы, а зависимость от России останется высокой в ближайшие три-пять лет.
Агентство заявило, что в долгосрочной перспективе частичная диверсификация возможна, но это может произойти за счет развития маршрутов через Каспийское море в Азербайджан. Это связано с тем, что из Азербайджана нефть может поставляться по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в Турцию или в грузинские порты по железной дороге. Однако для этого необходимо значительно расширить инфраструктуру на Каспийском море.
Негативный прогноз по ТШО отражает возможность снижения рейтингов компании в ближайшие двенадцать месяцев, если операционные проблемы продолжат влиять на ее способность экспортировать нефть. Это может привести к сокращению денежных потоков, приостановке проектов по расширению производства и постепенному снижению ликвидности.
Читайте также: