Председатель Национального Банка Казахстана сделал заявление на фоне понижения базовой ставки до 16,5%, передает корреспондент Bizmedia.kz.
Почему снизили базовую ставку
Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка принял решение о снижении базовой ставки на 25 базисных пунктов до уровня 16,5%.
Из свежих инфляционных и экономических прогнозов следуют ключевые выводы о изменениях в макроэкономической ситуации.
По его словам, в настоящее время видны результаты последовательного повышения базовой ставки, проведенного в прошлом году, которые оказывают воздействие на экономику. В результате инфляция плавно снижается. Это укрепляет доверие к нашим прогнозам и подтверждает тенденцию к стабилизации инфляционного уровня.
В мировой плоскости сохраняются факторы, способствующие дезинфляции. Комбинация строгой денежно-кредитной политики центральных банков и падение цен на продовольствие оказывает умеренное воздействие на внутренние цены. В то же время инфляция остается устойчивой, ведя к сдвигам в планах начала снижения ставок в развитых экономиках. Параллельно наблюдается усиление давления на инфляцию в России, обусловленное ростом потребительского спроса и ослаблением рубля.
Следует признать, что существует нестабильность в тенденции снижения инфляции. Это отражается в том, что показатели базовой и сезонно очищенной инфляции прекратили замедляться. Главными факторами в этой ситуации остаются активизация фискальных стимулов и высокие инфляционные ожидания, которые стабильно удерживаются на высоком уровне. Стабильный внутренний спрос по-прежнему способствует поддержанию высокой инфляции. Нужно также отметить, что косвенные эффекты от повышения цен на топливо и энергоресурсы уже начинают проявляться, но в некоторой степени они компенсируются изменениями в курсе национальной валюты.
В итоге, общая картина рисков, учитывая некоторое ослабление внешнего влияния, продолжает оставаться в области слабой дезинфляции. В действиях, в целом, и в данном конкретном решении направлены на сохранение тенденции к снижению инфляции в будущем. При этом, исключая прямое воздействие повышения тарифов на ЖКУ, на которое Национальный Банк не реагирует изменением базовой ставки, ожидается достижение среднесрочной цели в 5% к концу 2025 года.
ПЕРВОЕ. ДИНАМИКА ФАКТИЧЕСКОЙ И ОЖИДАЕМОЙ ИНФЛЯЦИИ
Темпы инфляции сокращаются в течение пяти последовательных месяцев. В июле 2023 года годовая инфляция составила 14,0%. Продовольственная инфляция замедлила свой рост до 13,5%. Скорость увеличения цен на непродовольственные товары также замедлилась до 15,0%.
Следует подчеркнуть, что эффект от повышения цен на ГСМ оказался менее значительным, чем прогнозировалось, и этот эффект был частично скомпенсирован движением курса тенге. Рост цен на услуги ускорился до 13,6%, и стоит отметить, что повышение тарифов на ЖКУ в июле затронуло лишь некоторые регионы. При этом происходит не только подъем в регулируемой части, но и ускорение роста цен на нерегулируемые услуги.
Месячная инфляция продолжает оставаться выше средних исторических показателей, составив 0,6% в июле текущего года. Несмотря на общую положительную динамику годовой инфляции, снижение ее устойчивой составляющей временно приостановилось. Различные метрики базовой инфляции, которые упали до 0,7% в апреле, остаются стабильными и не опускаются ниже этой отметки в течение последних 4 месяцев.
Аналогичные тенденции наблюдаются и у инфляции с учетом сезонности: после снижения до 0,6% в мае-июне, в июле она снова ускорилась до 0,8%. Это свидетельствует о стабильном внутреннем спросе и влиянии фискального стимулирования. Важными факторами также являются увеличение затрат на логистику и рост себестоимости производства, что отражается на стоимости товаров и услуг.
Уровень инфляционных ожиданий немного снизился, но остается на высоком уровне, что ожидалось в свете обеспокоенности населения повышением цен на ЖКУ и ГСМ. Так, при среднесрочной целевой инфляции в 5%, оценка инфляционных ожиданий через год составила 16,9% в июле текущего года.
Воспринимаемая инфляция также уменьшилась и составила 18,6%, что соответствует фактической динамике ожидаемой инфляции. Для нас имеет значение поддержание тренда снижения инфляционных ожиданий. Высокие инфляционные ожидания могут замедлить темп снижения инфляции, так как они отражают поведенческие привычки потребителей.
ВТОРОЕ. ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИКИ
Внутренняя экономика продолжает демонстрировать расширение деловой активности, обусловленное ростом ключевых секторов экономики. Рост реального ВВП Казахстана за период с января по июль текущего года составил 4,8%.
Особенно значительный прирост отмечается в отраслях строительства, торговли, информации и связи, а также транспорта. Поддержание высоких издержек производства обусловлено ростом цен на топливо, коммунальные и промышленные услуги.
Спрос в экономике остается стабильным. Происходит восстановление реальных заработных плат. Несмотря на то, что большая доля домохозяйств тратится на продукты питания, спрос на непродовольственные товары также заметно усиливается.
Это ярко проявляется в сегментах автомобильных продаж и топлива. Динамика розничного товарооборота в июле текущего года также свидетельствует о активном спросе, который вырос на 9,3% в годовом выражении. Однако в условиях высокой инфляции такой спрос оказывает дополнительное давление на инфляцию.
Отмечается активизация инвестиционной активности. Например, в июле текущего года рост инвестиций в основной капитал составил 9% в годовом измерении. Основными движущими силами выступают строительство и капитальный ремонт. В то же время инвестиционная активность среди населения замедлилась. Рынок недвижимости вернулся к средним историческим значениям.
ТРЕТЬЕ. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА
В области мировой экономики мы наблюдаем устойчивое замедление глобальной инфляции, что обусловлено строгой денежной политикой различных стран, снижением цен на энергоресурсы и продукты питания. Влияние внешних факторов на уровень инфляции постепенно ослабевает, но обстановка стала менее благоприятной в сравнении с предыдущими прогнозами.
Это объясняется тем, что стойкая часть инфляции в мире остается повышенной, что говорит о сохранении проинфляционной атмосферы. Прогнозируется, что глобальная инфляция останется на высоком уровне, и возвращение к целевым показателям инфляции в ближайшее время во многих странах маловероятно. Таким образом, мы находимся в периоде, когда инфляция будет превышать установленные цели во многих странах.
В этом контексте по сравнению с предыдущими прогнозами внешние денежные условия остаются более жесткими. При этом стабильность базовой инфляции и высокая вероятность недостижения целей в среднесрочной перспективе привели к тому, что перспективы начала циклов снижения процентных ставок в мире были перенесены.
Ранее ожидалось, что центральные банки начнут усиливать свою политику уже в текущем году. В настоящее время, по оценкам участников рынка, ключевая процентная ставка Федеральной Резервной Системы США останется неизменной до мая 2024 года. Денежная политика Европейского Центрального Банка продолжит оставаться строгой. Процентная ставка в Великобритании выросла до 5,25% в августе, и риторика остается усиленной в свете высокой инфляции.
В странах-партнерах Казахстана ситуация с инфляцией ухудшилась. В Европейском Союзе инфляция по-прежнему значительно превышает целевой уровень и медленно снижается. В России ослабление курса рубля и сильный спрос со стороны потребителей способствовали ускорению инфляции. Постепенный рост давления инфляции в России представляет риски для ускорения цен в Казахстане. В Китае наблюдается дефляция из-за слабых показателей текущей экономической активности.
Снижение цен на мировые продукты питания оказывает дезинфляционное воздействие. Однако в июле цены немного возросли. Такая разнонаправленная динамика создает неопределенность относительно будущих тенденций на мировых рынках продуктов питания. В перспективе также ожидается постепенное увеличение цен в результате завершения «Зерновой сделки». Существует вероятность ее продления или заключения новой сделки.
Состояние мирового рынка нефти существенно не изменилось. Промышленный сектор крупных экономик демонстрирует слабую активность. Однако ожидается, что меры по стимулированию экономики Китая будут поддерживать спрос на энергоресурсы.
Таким образом, для разработки прогнозных оценок в основном сценарии мы исходим из предположения о цене на нефть в среднем около 80 долларов США за баррель в 2023 году.
Подробно о прогнозе макроэкономических показателей
Прогнозы по инфляции в рамках базового сценария претерпели изменения. В соответствии с нашими прогнозами, годовая инфляция ожидается в диапазоне 10-12% в 2023 году, 7,5-9,5% в 2024 году и 5,5-7,5% в 2025 году.
Скорость роста инфляции будет продолжать замедляться, но действующие факторы, способствующие увеличению инфляции, требуют готовности к поддержанию жесткой денежно-кредитной политики для достижения установленной цели в 5% к концу 2025 года.
Если не учитывать непосредственное влияние повышения тарифов на ЖКУ, на которое Национальный Банк не реагирует изменением базовой ставки, достижение среднесрочной цели в 5% ожидается уже к концу 2025 года. Важное воздействие оказывают фискальная политика, меры в области ценообразования на топливо и тарифообразование в ЖКУ, а также баланс между потреблением и накоплением в экономике.
Среди ключевых рисков в прогнозе инфляции следует выделить более сильный фискальный стимул и вытекающее из него увеличение давления на цены внутреннего спроса, высокие инфляционные ожидания, усиление инфляции в России, возможное повышение мировых цен на продовольствие из-за рисков вокруг «Зерновой сделки», а также вероятность негативных воздействий на предложение на внутренних рынках. При этом реформы ценообразования на рынке топлива не учтены в базовом сценарии инфляционного прогноза.
Прогнозы для экономики Казахстана на среднесрочную перспективу улучшены благодаря активной поддержке государства. Прогнозируется, что рост ВВП составит в диапазоне 4,2-5,2% в 2023 году и будет составлять 4-5% в 2024-2025 годах. Рост добычи нефти и стимулирование экономики будут способствовать устойчивому росту в среднесрочной перспективе.
Связанные с прогнозом ВВП риски включают возможное снижение спроса на энергоносители из-за мировой рецессии, потенциальные трудности в доступе казахстанского экспорта к мировым рынкам и вероятность недостижения запланированной добычи нефти.
Если инфляция и ее стойкая составляющая будут соответствовать нашим прогнозам о замедлении, Национальный Банк будет продолжать постепенно снижать базовую ставку. Возможность для этого существует, однако учитывая риски, связанные с инфляцией, включая фискальные импульсы, такое снижение будет ограничено, и в будущем могут потребоваться паузы в изменении ставки и сохранение жесткой денежно-кредитной политики на более продолжительный период, в зависимости от данных и рисков инфляции.
Цель
«Наши настоящие и будущие шаги обусловлены нашим главным приоритетом — обеспечением стабильности цен. Национальный Банк будет продолжать устанавливать базовую ставку на таком уровне, который способствует достижению цели инфляции в 5% в среднесрочной перспективе.
Детальную информацию о факторах, определивших данное решение, прогнозах и возможных рисках инфляции, вы сможете изучить в докладе о денежно-кредитной политике, который будет опубликован 4 сентября», — заключил Пирматов.
Следующее решение относительно базовой ставки будет объявлено 6 октября 2023 года в 12:00 по местному времени г. Нур-Султан.