По поручению Главы Государства Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции совместно с акиматом Алматы проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности акимата и структурных подразделений в сфере архитектуры и строительства.
Анализ показал имеющиеся коллизии в законодательстве, которые приводят к возможным коррупционным рискам. Основные риски связаны с несоответствием целевых назначений земельных участков градостроительной документации, отклонением объектов строительства от согласованной предпроектной документации (превышение общей площади, этажности), неэффективным административным контролем и пр.
По проблемам застройки в предгорной местности на сегодня Управлением градостроительного контроля выявлено 52 незаконных объекта, по которым приняты незамедлительные административные меры (поданы судебные иски о сносе и отмене исходных документов, виновные лица привлечены к ответственности). В действующей нормативно-правовой базе отсутствует основание для отказа в выдаче предпроектной документации по причине «точечной застройки». В связи с чем, акиматом Алматы инициирован ряд поправок в Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», в частности, введениезапрета «точечной застройки» в пределах границ центральной части города, введение моратория на внесение корректировок в градостроительную документацию и внесениеизменений/дополнений в проект детальной планировки не более двух раз в год, установлениеответственности за ненадлежащую сверку проектной документации с актами ввода в эксплуатацию, определение понятия и параметров «садового дома», определение понятия «оперативное реагирование», при котором государственный строительный инспектор наделяется правом применять меры оперативного реагирования в виде приостановления деятельности в сфере строительства в случае наступления угрозы жизни и (или) здоровьюлюдей, их имуществу.
В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровизации государственных услуг в сфере земельных отношений», акиматом г.Алматы будет упразднен институт земельной комиссии. Все градостроительные регламенты, информация о земельных участках и доступности инженерных сетей внесены в цифровую карту города и будут отражены в открытом доступе для бизнеса и населения.
В целях недопущения ухудшения экологической обстановки в июне 2022 года в Решение маслихата г.Алматы «Об утверждении Плана реализации градостроительных регламентов застройки функциональных зон территории г. Алматы» внесены изменения, которые позволили ограничить этажность строительных объектов и запретить строительство на склонах крутизной более 15 градусов.
В период с 2011 по 2014 годы площадь территории города была увеличена более чем в два раза с 31,9 тыс. га. до 68,3 тыс. га. При этом, прежний Генеральный план г.Алматы потерял актуальность еще в 2011 году. В новом Генеральном плане г.Алматы до 2040 года,утвержденном Правительством РК в мае 2023 года, все пустующие земли предгорий были переведены в рекреационные зоны, где не предусматривается строительство.
Для проведения открытых и прозрачных рассмотрений градостроительных, архитектурных проектов в сентябре 2022 года возобновлена работа Градостроительного совета, в состав которого вошли независимые эксперты в сферах архитектуры, урбанистики, экологии, транспорта и социологии. Следующим этапом акимат Алматы приступает к разработке 15-ти проектов детальной планировки по всей территории города. К данной работе будут также привлечены независимые отраслевые эксперты, решения будут выноситься на общественное обсуждение.
Таким образом, за последние годы многие коррупционные риски в работе акимата Алматы уже ликвидированы путем внесения изменений в действующее законодательство. Работа в направлении усовершенствования законодательства и исключения правовых коллизий в сфере архитектуры, строительства и земельных отношений будет продолжена.