Стали известно, в чем обвиняется бывший министр здравоохранения РК Елжан Биртанов. Детали в суде объяснил прокурор Бауржан Шекенов, сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
В Сарыаркинском районном суде № 2 Нур-Султана прокурор Бауржан Шекенов зачитал обвинение в отношении экс-министра здравоохранения Елжана Биртанова и его бывшего заместителя Олжаса Абишева.
Биртанова обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями при разработке «Платформы информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения» — информационной системы для автоматизации деятельности медучреждений и управления ими.
Платформа могла обеспечить автоматизацию услуг прикрепления граждан к медучреждениям, вызова врача на дом, записи на прием к врачу, а также выдачи медицинских свидетельств населению.
По версии обвинения, в декабре 2015 года Минздрав заключил контракт с хорватской фирмой Ericsson Nikola Tesla стоимостью 17,8 миллиона долларов на поставку платформы в течение одного года. Разработка платформы планировалась за счет республиканского бюджета и заемных средств Всемирного банка.
Однако за год платформу создать не успели. В октябре 2016 года и в июне 2017 года Минздрав дважды продлевал сроки контракта с поставщиком.
«Информация поставщика о невозможности до 1 ноября 2017 года завершения работ по платформе была письменно доведена Биртанову вице-министром Алексеем Цоем с предложением взыскания с поставщика платформы штрафных санкций в размере 10 процентов от суммы контракта, или 2 226 571 доллара. Министр Биртанов, опасаясь своей непосредственной ответственности перед руководством страны за неосвоение бюджетных средств, в ноябре 2017 года дал указание вице-министру Цою подписать акты выполненных работ и принять платформу в полном объеме», — заявил прокурор в суде.
Цой, по версии обвинения, отказался исполнять указ министра и принять незавершенную платформу. В итоге выделенные 2,9 миллиарда тенге остались неосвоенными и были возвращены в госбюджет. 1 ноября 2017 года сроки контракта по поставке платформы и соглашение со Всемирным банком истекли, а возможность продления контракта утрачена.
Правительство приняло решение запустить платформу в декабре 2018 года.
«На завершение платформы к указанному сроку Биртанов принял решение направить заявки на дополнительное выделение 6,8 миллиона долларов, или 2,9 миллиарда тенге, из средств республиканского бюджета. (…)
6 июня 2018 года для беспрекословного выполнения своих незаконных указаний Биртанов обеспечил назначение своего знакомого Абишева, с которым ранее вместе работал, на должность вице-министра здравоохранения по вопросам цифровизации. В обязанности вице-министра Абишева, помимо прочего, входила реализация проектов по модернизации системы здравоохранения и ее цифровизации», — зачитал прокурор.
По версии обвинителей, Биртанов, злоупотребляя своими должностными полномочиями, 5 октября 2018 года своим приказом № 569 ввел незавершенную платформу в пилотную эксплуатацию.
«Проведение пилотной эксплуатации предусматривалось в 17 лечебных учреждениях Нур-Султана, Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей. Однако фактически в указанных медицинских организациях пилотная эксплуатация платформы не проводилась, так как работы по ней не были завершены.
11 декабря 2018 года Абишев, исполняя незаконные указания министра Биртанова, выдал сертификат об успешном завершении пилотной эксплуатации платформы. При этом все работы по платформе не были выполнены и полная ее работоспособность поставщиком не обеспечена», — заявил прокурор.
Он указал, что 12 ноября 2018 года Биртанов подписал приказ о создании комиссии по приемке якобы выполненных работ и подписанию соответствующих актов по контракту, а затем 27 ноября 2018 года вынес письменный приказ, которым обязал комиссию обеспечить приемку платформы в срок до 5 декабря 2018 года.
«Члены приемочной комиссии, являющиеся работниками Минздрава и подведомственных организаций, зная о неработоспособности платформы, являясь подчиненными министра Биртанова и Абишева, под давлением последних подписали протокол заседания приемочной комиссии от 11 декабря 2018 года с ложными сведениями о готовности платформы к приемке и дальнейшей эксплуатации. При этом приемочные испытания платформы фактически не проводились», — сказал прокурор.
В качестве доказательства прокуроры приводят допсоглашение от 10 декабря 2018 года, которое заключено между Абишевым и «Эриксон» на продление сроков завершения платформы до 5 ноября 2019 года.
«Биртанов и Абишев знали, что дополнительное соглашение является доказательством их незаконных действий, препятствует освоению денег в 2018 году, поэтому они умышленно скрыли информацию о его существовании, чтобы избежать ответственности за срыв реализации госпрограммы и неосвоение выделенных средств», — сообщил прокурор.
По его словам, Минздрав и Министерство цифровизации и аэрокосмической промышленности планируют ввести в эксплуатацию платформу лишь 31 августа 2022 года. Платформа, по его заявлению, до настоящего времени не работает.
В итоге обвинение заявляет, что действия Биртанова и Абишева причинили государству ущерб в особо крупном размере в виде оплаты фактически невыполненных работ по платформе на сумму 4,1 миллиона долларов, что по курсу Национального банка по состоянию на 12 декабря 2018 года составило 1,5 миллиарда тенге.
Отдельный блок обвинения касается использования Елжаном Биртановым борта санавиации в начале пандемии в 2020 году.
«12 июня 2020 года Биртанов, находясь в служебной командировке в Жамбылской области с помощником Шаяхметовым, в здании гостиницы Тараза сдал ПЦР-тест. Для сохранения конфиденциальности и условий дальнейшего незаконного использования санитарной авиации Биртанов в качестве личных данных использовал вымышленную фамилию Нуров А.А. Результаты ПЦР-теста оказались отрицательными. Несмотря на это, Биртанов дал незаконное указание о предоставлении воздушного судна санитарной авиации для организации перелета из Тараза в Нур-Султан», — заявил прокурор.
13 июня 2020 года судно с Биртановым вылетело в Нур-Султан. По прилете Биртанова поместили в столичный инфекционный центр с диагнозом «двухсторонняя полисегментарная пневмония».
«При этом в медицинских учреждениях Жамбылской области имелось в наличии 1 439 свободных мест. Необходимости в экстренной транспортировке Биртанова и использовании в личных целях воздушного суда не имелось. Стоимость услуг по санитарному заданию транспортировки Биртанова из Тараза в Нур-Султан составляет 5,5 миллиона тенге, которые уплачены из средств республиканского бюджета», — подытожил гособвинитель.
Напомним, сегодня суд удовлетворил ходатайство экс-министра здравоохранения Елжана Биртанова о вызове в качестве свидетелей защиты экс-премьер-министра Аскара Мамина, заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова и двух министров.
Читайте также другие новости по делу Биртанова:
- Мы не преступники, мы не нарушали закона — Биртанов выразил надежду, что суд оправдает его и Олжаса Абишева
- Дело Биртанова проверит Антикоррупционная служба
- Казахстанцы подписывают петицию за освобождение Биртанова
- Алексей Цой больше не министр здравоохранения Казахстана
- Стадион признали аварийным за 5 млн в Нур-Султане — Антикор