Высшая аудиторская палата Казахстана завершила комплексную оценку эффективности налогового и таможенного администрирования, сообщает Bizmedia.kz.

Проверка выявила целый ряд серьёзных недочётов: цифровые инструменты не работают должным образом, надзор ослаблен, а государственный бюджет теряет значительные суммы.
Налоговые алгоритмы не справляются с задачами
Несмотря на увеличение количества налоговых проверок, их действенность заметно упала. Аудит показал: почти 70% всех доначислений приходятся на комплексные ревизии, в то время как система управления рисками (СУР), предназначенная для интеллектуального отбора объектов, оказалась малопродуктивной — из 900 компаний удалось доначислить всего 46 млрд тенге.
Серьёзные претензии вызвала и автоматизация отбора: в первой половине 2024 года вручную исключено из плана 61% налогоплательщиков, а во второй — почти 97%. Это говорит о недоверии к цифровым механизмам и их зависимости от вмешательства человека.
Таможенные сбои и рост фальсификата
Ситуация на таможне аналогична: почти все доначисления обеспечил один участник внешнеэкономической деятельности, тогда как остальные проверки, особенно те, что проверялись СУР, показали низкую результативность.
Товары с фальшивыми документами вызвал особую обеспокоенность. В прошлом году шесть турецких предприятий импортировали одежду на общую сумму 145 млн долларов, получив 150 сертификатов соответствия ЕАЭС, из них 104 из которых оказались не зарегистрированы в официальных базах.
Надзор за крупным бизнесом — на бумаге
Из 354 крупнейших налогоплательщиков только 105 компаний (недропользователи) были под наблюдением. По остальным предприятиям было направлено всего 35 уведомлений, из которых лишь шесть получили ответ. Поступления составили 643 млн тенге, что менее 0,01% от общего налогового дохода группы.
Проблемы с возвратом НДС и маркировкой
Задержки по возврату НДС достигли 420 млрд тенге в прошедшем году, что может привести к пени на 5 млрд. Кроме того, было обнаружено, что необоснованное возмещение в размере 375 млн тенге не было проведено.
В Казахстане система маркировки товаров не соответствует современным стандартам. До сих пор отсутствует официально признанный метод определения, каким товарным группам следует отдать приоритет. Табачные изделия, например, продолжают контрабандироваться, несмотря на пятилетнее обозначение. В 2024 году было изъято в четыре с половиной раза больше нелегальной продукции, чем в 2021 году, 16 миллионов пачек.
Заготовки вместо обуви: обход пошлин?
Хотя импорт готовой обуви сокращается, ввоз обувных заготовок вырос в тринадцать раз за четыре года. Это происходит, когда поставки выполняют компании, не связанные с производством. Аудиторы предполагают, что речь может идти о схеме уклонения от выплат, в которой готовая продукция ввозится под видом сырья.
Цифровая фиксация — только на словах
Хотя мобильное приложение для сообщений о контрабанде было запущено в 2024 году, его эффективность остается неизвестной. Ни одно из 246 обращений не было рассмотрено. Это свидетельствует о том, что цифровые решения недостаточно интегрированы в систему государственного контроля.
Официальная статистика вызывает вопросы
В результате Минфин объявил о том, что доля налогов в ВВП снизилась с 20,2% до 17,2%, что позволило официально выполнить план. Тем не менее, аудиторы подчеркивают, что это связано с изменением целевых показателей, а не с улучшением администрирования. В 2023 году это было 19,6%.
Финансовые потери и системные ошибки
В результате продажи были обнаружены хищения на сумму 747 миллионов тенге и потери бюджетных доходов в размере более 2 миллиарда тенге. Кроме того, были выявлены 34 процедурных сбоя и 29 системных проблем. В соответствующие органы уже направлены все рекомендации ВАП. Их выполнение будет регулярно проверяться.