В Казахстане всё ещё не автомобилестроение, а всего лишь сборка. У нас почти нет окраски и сварки, научных разработок, которые бы улучшали имеющиеся технологии. Только началось производство автокомплектующих, пока — совсем небольшое и не удовлетворяющее даже потребности внутреннего рынка. Утильсбор не легализован в широких слоях населения.

Сборка растет, а экспорт рухнул
В 2025 году Казахстан выпустит, по прогнозу министерства промышленности и строительства, 160 тыс. ед. техники. В 2024-м собрано техники на 1,6% меньше, чем в 2023 году, чуть более 147 тыс. ед.: 133 978 (-0,1%) легковых автомобилей, 7 705 (-22,2%) — грузовиков, 2 942 (-6,1%) – автобусов, 2 141 – прицепов и 665 ед. – спецтехники.
По заводам:
- Allur – 90 515 ед.
- Hyundai Trans Kazakhstan – 45 410 ед.
- СемАЗ – 4 271 ед.
- QazTehna – 1 576 ед.
- Камаз Инжиниринг – 1 524 ед.
- Hyundai Trans Almaty – 796 ед.
- Daewoo Bus Kazakhstan – 537 ед.
- Уральскагрореммаш – 105 ед.
- Другие – 2 697 ед.
Основная причина снижения – задержки поставок техники и комплектующих на границе со стороны КНР, позиций, логистика которых реализуется из Китая и транзитом из других стран.
Также, на одном из предприятий Казахстана проводилась модернизация — устанавливались дополнительные роботы в цеха сварки и окраски.
Причем, объёмы продаж легковых авто за границу в I полугодии 2023 года резко упали — Казахстан сократил экспорт почти в 17 раз. Данных по экспорту в 2024 году нет. Точнее, есть, но загадочные. Так, шины Казахстан производит, по данным официальной статистики, десятки, максимум, сотни штук, а поставляет на экспорт — десятками и сотнями тысяч.
Инвестиции в комплектующие
В производство автомобилей в 2024 году инвестировали 189,8 млрд тенге. В основном, это – «отечественные инвестиции, собственные и заёмные средства, иностранные инвестиции мировых производителей, которые запускают свои производства в Казахстане. Новое направление, которое активно развивается, – производство компонентов. Чем больше автомобилей, выпущенных мелкоузловым методом, тем привлекательнее отрасль становится для производителей компонентов. Задача автопрома – наращивать эти объёмы и привлекать малый и средний бизнес. Вокруг крупных предприятий необходимо создавать пояс из МСБ, которые смогут производить комплектующие не только на конвейер, но и на вторичный рынок», – отмечала президент ҚАО Анар Макашева.

Компания «Астана Моторс» и производитель автокомпонентов Youngsan (Республика Корея) в начале марта запустили предприятие по выпуску автомобильных сидений — Almaty Autoparts Production, в индустриальной зоне Алматы, где организован автомобильный кластер, включающий заводы Hyundai Trans Kazakhstan, Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, логистический хаб и технопарк по производству автокомпонентов.
Объем совместных инвестиций на I этапе локализации составил 4 млрд тенге, сообщал комитет промышленности МПС РК.
Мощность предприятия – 100 тыс. комплектов сидений в год. Производство для мелкоузлового производства модели Hyundai Tucson на заводе Hyundai Trans Kazakhstan уже началось. Планируется выпускать сидения и для Hyundai Santa Fe и поставлять их на мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, открытие которого пока ожидается, и на другие автозаводы.
Автокомпоненты Almaty Autoparts Production, по договоренностям с компаниями Китая — Chery Automobile и Great Wall Motor Company (GWM), будут использоваться в производстве моделей Chery Tiggo 2 Pro, Haval Jolion и Tank 300 на мультибрендовом заводе Astana Motors.
Специалисты завода освоили технологические операции по производству пеноформ. Предприятие намерено инвестировать дополнительно порядка 720 млн тенге, чтобы построить и оборудовать швейные цеха и обучить персонал. В 2026 году завод выйдет на II этап локализации, включающий обшивку сидений.
На заводе установлена и действует автоматизированная линия по производству пеноформ: робот заливки, конвейер с носителями пресс-форм и блоками нагрева, роликовый вакуумный крашер. Используется оборудование, сырье и комплектующие из Кореи, в том числе: жидкое сырье для производства пеноформ, рамы, обивка сидений, пластиковые элементы.
Работают на заводе 65 сотрудников. Они обучены специалистами Youngsan и вместе с корейскими инженерами участвовали в установке и настройке оборудования. С введением в эксплуатацию цеха обшивки сидений, число работающих вырастет до 95 человек. В планах — наладить выпуск системы отопления, вентиляции и кондиционирования, выхлопной системы, напольного покрытия.
А на II этап строительства завода по производству автомобилей «KIA» в индустриальной зоне Костаная получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза», сообщил чуть позже комитет промышленности МПС РК. Мощность предприятия по проекту — порядка 70 тыс. автомобилей в год.
Машиностроение Казахстана за год выросло на 18% с лишним
В 2025 году в обрабатывающей промышленности будут введены, по данным Минпромстроя, 190 проектов на 1,5 трлн тенге. Начата реализация 417 проектов на 15,3 трлн тенге. Финансироваться проекты будет за счет привлечения частных инвестиций, банков и институтов развития.

«На сегодня прорабатывается финансирование проектов обрабатывающей промышленности на сумму более 1,1 трлн тенге. В частности, на реализацию крупных проектов по линии БРК потребность составляет 183,5 млрд тенге. По линии ФРП на 2025-2028 годы – 800 млрд тенге на реализацию средних и малых проектов, в том числе порядка 100 млрд тенге на финансирование малых промышленных зон, по которым наблюдается востребованность со стороны малого бизнеса», — сказал министр промышленности и строительства РК Ерсайын Нагаспаев на недавнем заседании правительства.
Реальный рост ВВП Казахстана за январь-февраль составил, по данным Миннацэкономики, 5,4%. Производство товаров выросло на 6,3%, услуг — на 4,7%, объём торговли — на 6%, обрабатывающая промышленность — на 8,9% за счёт машиностроения, которое выросло на 18,2%, горнодобывающая промышленность — на 4,1%.
Напомним, месячная инфляция составила в январе — 1,1%, в феврале — 1,5%.
Отказ от утильсбора приведет к росту импорта старых машин

По мнению старшего исследователя Центра регионального анализа Nac Analytica Corporate fund Расула Коспанова, препятствия для развития казахстанского автопрома:
- крупноузловая сборка автомобилей, которая ограничивает развитие отрасли из-за отсутствия сложных производственных операций: сварки и окраски, и приводит к технологическому отставанию, а страны-соседи развивают промышленную базу. Основная добавленная стоимость уходит в страны-поставщики узлов и компонентов, снижая экономическую отдачу. Решением может стать постепенное прекращение господдержки крупноузловой сборки и перенаправление ресурсов на развитие мелкоузловой сборки.
- Утильсбор остаётся спорным инструментом регулирования авторынка. С одной стороны, он защищает внутренний рынок и стимулирует покупку новых автомобилей местного производства. С другой — вызывает критику из-за роста цен на импортные машины. Отказ от утильсбора и первичной регистрации машин может привести к росту импорта подержанных машин, снижению спроса на новые машины и ослаблению позиций автопрома Казахстана. Опыт автопрома Японии, Южной Кореи и Китая показывает, что успех – в защите внутреннего рынка. Господдержка, ограничение импорта и создание гарантий сбыта для национальных брендов стали ключевыми элементами их стратегии.
- Низкий уровень локализации снижает привлекательность страны для инвесторов, заинтересованных в производстве автокомпонентов, и увеличивает себестоимость автомобилей из-за высокой зависимости от импорта. Решением может стать предоставление госстимулов для МСБ, занимающегося производством автокомпонентов.
В Комплексном плане по развитию машиностроительной отрасли на 2024 – 2028 годы отмечена низкая доля машиностроения в затратах на НИОКР – всего 11,4 млрд тенге или 22% в обрабатывающей промышленности (50,6 млрд тенге), тогда как на металлургию было затрачено 28,2 млрд тенге или 56% от общего объема затрат на НИОКР.
В отрасли действует более 3,7 тысячи машиностроительных предприятий, где занято порядка 118,6 тысячи человек. Однако, по данным БНС АСПиР в машиностроении степень износа оборудования составляет, в среднем по отрасли 37-40%. Отмечена нехватка собственного производства базовых компонентов: литье, поковка, штамповка, прокат.
Проблемные вопросы в автомобилестроении:
- Казахстан не производит автосталь, сырье и комплектующие закупаются. Правда, Кармет должен наладить выпуск высокотехнологических марок стали
- нет испытательной базы для сертификации продукции
- уплаченные налоги в рамках госзакупок не соответствуют максимально возможным к выплате налогам с учетом преференций
- документы об оценке соответствия испытательными лабораториями и органами по сертификации на транспортные средства не соответствуют требованиям техрегламента
- не регулируется доля машин, производимых с выполнением операций по сварке и окраске.
НИОКР – пока роскошь
Производителям Казахстана доступна поддержка запуска новых инвестпроектов и развитие действующего производства: субсидирование НИОКР, затрат на реинжиниринг, льготные займы Фонда развития промышленности.

Однако, программы господдержки по факту не работают. Надо их раскручивать, а не уговаривать металлургов наладить выпуск спецсталей: Казахстан давно живет, по мнению экспертов, в условиях рыночной экономики, предприятия должны получать прибыль.
Так, институт высоких технологий (ИВТ) АО «НАК «Казатомпром» заключил в 2024 году 46 договоров НИОКР на общую сумму Т5,5 млрд, заявил заместитель гендиректора ИВТ Александр Авдеев. «Обязательства Казатомпрома по финансированию НИОКР в 2024 году составили Т3,8 млрд. Заключено 46 договоров НИОКР на общую сумму Т5,5 млрд», — пояснил Авдев на заседании правительства.
По его словам, в стратегические направления НИОКР ИВТ Казатомпрома, входят редкие и редкоземельные металлы и роботизация.
Экономический эффект технологии прямого аммиачного осаждения, разработанной ИВТ, в числе ключевых проектов НИОКР, составляет более Т6 млрд. Новая технология получения закиси окиси урана с использованием аммиачной воды и замена импортного пероксида водорода на отечественный аммиак дали такой результат, добавил Авдеев.
Также, для получения перрената аммония технической, не менее 60% по рению, чистоты, создана установка попутного извлечения рения и получения перрената аммония. Ведутся опытно-промышленные испытания и создания промучастка на руднике ТОО «ДП Орталык».
Пригодятся ли эти испытания и технологии автомобилестроению — вопрос. Но они ведутся, Казатомпром вкладывается.