В середине января черные ящики самолета Azerbaijan Airlines (AZAL) вернули в Казахстан из Бразилии и передали комиссии, чтобы дать заключение об авиакатастрофе в Актау. Предварительный отчет о причинах крушения самолета будет опубликован в конце января 2025 года, сообщали ранее в Минтранспорта. По мнению политолога Жанар Тулиндиновой, Казахстан ведет себя максимально ответственно, возложив на себя обязательства по обеспечению объективности расследования.
Расследование катастрофы возглавляет Казахстан в соответствии с Конвенцией ИКАО. После крушения самолета AZAL комиссия по расследованию авиационного происшествия в Актау приняла решение о направлении «черных ящиков» в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA), которая также является страной-производителем воздушного судна Embraer. По мнению политолога Жанар Тулиндиновой, казахстанские власти в сложившейся непростой ситуации приняли оптимальное решение.
«Во-первых, Бразилия как страна-производитель потерпевшего крушение самолета Embraer имеет все необходимые технические возможности для расшифровки бортового самописца. Во-вторых, очевидно, что именно Бразилия как незаинтересованная сторона способна обеспечить объективность расследования. При этом Казахстан согласовал свое решение с авиационными властями как Азербайджана, так и России, выступив в роли непредвзятого посредника в жестком споре Российской Федерации и Азербайджана», — отметила Жанар Тулиндинова.
Эксперт подчеркнула, что наша страна действует в полном соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), членом которой является.
«В соответствии со стандартами Приложения 13 Чикагской конвенции, государство, проводящее расследование авиакатастрофы, то есть Казахстан, обеспечивает считывание записей бортовых самописцев и принимает решение о выборе страны для считывания и расшифровки черных ящиков. Таким образом, действия нашей страны с юридической точки зрения безупречны. При этом Казахстан ведет себя максимально ответственно, возложив на себя обязательства по обеспечению объективности расследования и сохраняя максимальную самостоятельность, несмотря на возможное давление», — добавила политолог.
Как известно, вопрос расследования крушения самолета Azerbaijan Airlines в Актау находится на контроле главы государства Касым-Жомарта Токаева, который поручил правительственной комиссии и Генеральной прокуратуре совместно с другими уполномоченными органами обеспечить всестороннее и объективное расследование авиакатастрофы. В работе также участвуют специалисты из Азербайджана, России, международные эксперты и представители Embraer.