Эта фраза эмоционально вырвалась у Ашимбаева на обсуждении сенатом ответа министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Жаслана Мадиева по цифровизации. Хотя, нет, у спикера сената ничего не вырывается, не то, что у некоторых про идиотов и далее, тихо, одними губами, но народ, он все слышит…
Госорганы игнорируют частные IT-компании
Конечно, чтобы понять кто прав, а кто виноват, надо разбираться в каждом случае, по отдельности. Казахстанских айтишников реально обижают, но не каждую же компанию. Государственные IT-компании, вероятно, содержат в штатах много ленивых и не очень профессиональных сотрудников — так у нас почти везде, а IT отрасль чем лучше или хуже.
Однако, будем честными, казахстанцам почти все равно, какая компания им поставляет услугу: частная или гос, лишь бы просто и быстро оказали, и можно было идти дальше, по своим делам.
«Я, конечно, приветствую, что к нам приезжают иностранные инвесторы и айтишники. Однако буквально раз в неделю общаюсь с казахстанскими айтишниками, которые предлагают сотни и тысячи идей в цифровизации, однако их госорганы игнорируют. Иностранные айтишники скажут несложные вещи и чуть ли не автоматом получают доступ к центрам принятия решений», — пишет в соцсети Meta известный экономист Расул Рысмамбетов.
Его дружно поддерживают в комментариях: «Уже надоели комплексы. То москвичей зовут за гипергонорары, то украинцев, то ещё кого-то. А у нас, у самих — сотни талантов» — вторит один.
— Своих не ценим, а чужих боготворим и платим огромные деньги …, — поддерживает другой.
— А как же Astana HUB? — Через них разве нельзя «педалить» льготные преференции и внимание? – риторически вопрошает третий.
— Льготы — это «чёрная дыра», — возражают третьему.
— Далек от идеализации наших IT. Некоторые местные крупные IT проекты сильно пахли коррупцией. Их кривые продукты впихивали в гос и бюджетный сектора и все пользователи потом плевались с них, пишет еще кто-то, но его поправляет автор поста, что речь — о частниках.
— Например, кунделik — это дневник.ру, только «адаптированный» для нас, не унимается возраженец.
— Государство не доверяет обществу, практически, во всем: в выборах, в квалификации. Иностранцам чиновники всегда в рот заглядывают, «копает» кто-то глубже.
— Поэтому наши одаренные и деятельные уезжают подальше от «забот» родного государства, откуда потом пытаются зазвать пряниками обратно, но уже напрасно, (те считают – Bizmedia.kz) следуя грибоедовскому: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», идет дальше следующий.
И что же такого сказал министр? — только хорошее.
Политика в сфере связи Казахстана эффективна
Доля пользователей интернета в Казахстане находится на уровне развитых стран — 93%. Из 193 стран мира в 2024 году Казахстан занял 42-ое место в индексе телекоммуникационной инфраструктуры и 54-ое – в индексе доступности интернета.
Значит, политика в сфере связи Казахстана, эффективна: ВОЛС уже 127 тыс. км, проводными технологиями обеспечено 71% населенных пунктов, мобильной связью — 98%.
В Глобальном индексе кибербезопасности Международного союза электросвязи ООН в 2024 году Казахстан занял 3 место среди 29 стран во второй группе, став первым в СНГ.
По защите персональных данных граждан:
- получение персональных данным из госинформсистем без согласия гражданина не допускается, ежедневно обрабатывается более 1 млн запросов
- сервис «Стоп-кредит» позволяет исключить незаконное оформление кредитов на граждан
- платформа «Bug Bounty» позволяет всем за вознаграждение находить уязвимости в разных информсистемах.
По качеству госуслуг в Индексе развития электронного правительства Казахстан занял 24-е место среди 193 стран и вошел в десятку лидеров по индексу онлайн-услуг (OSI). Необоснованные отказы со стороны госорганов исключены, 92% услуг доступны в онлайн-формате.
Более 56 госуслуг доступны через сторонние приложения, в том числе, банков, и в I полугодии 2024 года через них оказано уже 33 млн услуг — почти половина от общего объема в 67 млн за 2023 год.
На этом месте доклада Мадиева, все обиженные IT-шники, наверно, смутились и потупились.
Из всех 1359 госуслуг – 86% доступны в смартфонах. Внедрены сервисы биометрии и QR-подписи, упростив получение электронных услуг. На октябрь 2024 года, с помощью QR-кодов выполнено 8 млн подписей, а через систему Digital ID проведено 18 млн идентификаций.
МЦРИАП создает условия для «приземления» стартапов Казахстана в Кремниевой долине
Цифровые разработки Казахстана в GovTech выходят на международный уровень, похвалился министр. И почему бы нет, когда есть чем хвалиться.
В 2023–2024 годах объем экспорта в основном, в Таджикистан, Того, Сьерра-Леоне, составил 1,36 млрд тенге. Казахстан поставляет на экспорт Smart Data Ukimet, Smart Bridge и GOV.KZ, подтверждая, по мнению министра, конкурентоспособность, и открывает новые рынки для своих GovTech-решений.
В 2023 году число IT-компаний выросло на 11% до 17 922, средняя зарплата IT-специалистов — на 35%, до 588 тысяч тенге, занятость в IT-сфере — на 12%, до 187 тысяч человек.
Astana Hub объединил более 1,5 тыс. участников: 1104 местных и 437 зарубежных компаний. Число сотрудников выросло до 25 тыс. в 2024 году, общая выручка участников — в 31 раз за последние пять лет до 1,1 трлн тенге, экспортная выручка за четыре с половиной года — в 30 раз, до 369 млрд тенге, привлечённые инвестиции – до 275 млрд тенге.
Astana Hub поддерживает стартапы в разных направлениях, включая: разработку программного обеспечения — 105,8 млрд тенге, финтех — 56,5 млрд, SaaS — 40,8 млрд. Развиваются проекты в области AI, индустрии 4.0 и Smart City. В Казахстане действует 16 региональных IT-хабов и в этом году более 100 новых компаний из разных регионов стали частью Astana Hub.
Мы создаем условия для казахстанских стартапов, чтобы они могли легче и быстрее «приземлиться» в той же Кремниевой долине. Сейчас уже успешно функционируют три международных IT-хаба в Саудовской Аравии, США и Сингапуре.
Экспорт IT-услуг Казахстана стремительно растет. В 2023 году его объём достиг $529 млн, а за I полугодие 2024 года — $306 млн. IT-услуги из Казахстана поставляются в 86 стран: Россия — $34,5 млн, Ирландия — $30,3 млн, Мексика — $26,6 млн, США — $12,6 млн и Сингапур — $12,3 млн. В числе ведущих экспортёров в 2023 году: Netcracker, PAM, MX Credit Systems, Ozon, MyTona и Playrix.
Ключевые проекты в аэрокосмосе:
- подписан контракт на создание трех спутников ДЗЗ среднего разрешения, запуск планируется в 2027 году и контракт на производство спутника с Монголией
- введена в эксплуатацию наземная станция OneWeb и 1800 школ подключены к интернету через Starlink
- планируется замена спутника связи KazSat-3 к 2029 году для обеспечения беспрерывной спутниковой связи и ТВ вещания, подписание контракта на создание спутника — в 2025 году
- возобновлены работы на проекте КРК «Байтерек», первый запуск ракеты-носителя «Союз-5» запланирован на 2025, коммерческие запуски — с 2028 года.
Мадиев представил сенату проекты для внедрения ИИ:
- разрабатывается большая языковая модель KazLLM для создания технопродуктов казахстанскими компаниями на базе своей модели, без зависимости от иностранных технологий, сейчас модель тренируется на собранных 148 млрд токенах, плановый срок разработки модели – декабрь 2024 года, с внедрением в Тюркский мир
- на базе LLM создаются ИИ-продукты — АО «НИТ» разработано 7 демо-решений по упрощению доступа к госуслугам и оптимизацию деятельности госорганов через удобный доступ к данным — AI-помощников в eGov, судебной системе, E-otinish, законотворчестве, внутрикорпоративному юрпомощнику и другим, они будут массово запущены после обеспечения себя достаточными вычислительными мощностями.
В Astana Hub уже есть успешные стартапы и проекты с применением технологий ИИ в разных отраслях экономики. Например, компания Higgsfield привлекла $16 млн от фондов США, таких как Menlo Ventures, Bitkraft, AI Capital, Charge Ventures и запустила платформу для создания видео на основе текстовой информации, добавил Мадиев.
Цифровизация нужна для эффективного расходования триллионов тенге
Цифровизация — не самоцель, а инструмент эффективного развития экономики — триллионы уходят ежегодно, отреагировал спикер верхней палаты парламента РК Маулен Ашимбаев.
«Цифровизация не самоцель, а инструмент, чтобы эффективно развивалась экономика: цифровизация бизнес-процессов, предприятий, услуг. Во-вторых, цифровизация, это — инструмент для оптимизации социальных расходов. Более половины расходов бюджета у нас социальные расходы. Триллионы уходят ежегодно!», — сказал Ашимбаев.
Можно же, по его мнению, оптимизировать эти расходы: интегрировать все базы данных, посмотреть получателей социальной помощи — может, кому-то не надо получать.
«Инвестиции увеличились, благодаря цифровизации? — Базово, инвестиции падают. Экономический рост мы обеспечили, 6%? — Пока не обеспечили. Оптимизировали социальные расходы? — Нет, растут социальные расходы. Обеспечили качественный интернет на селе? — Нет, не обеспечили», — заключил Ашимбаев.
И к этому нечего добавить.