Исследование продуктового рынка Казахстана показало, что покупатели готовы приобретать отечественные продукты питания, но при этом их смущает цена на эти продукты, передает корреспондент Bizmedia.kz.
Официальная статистика
Согласно данным Бюро национальной статистики, одно среднее домохозяйство за месяц на питание тратит 279 тысяч тенге, что на 13% больше. Потребительские расходы казахстанцев в 1 квартале 2024 года составили 256,9 тысяч тенге, это 64,2 тысячи тенге на среднего жителя в месяц. Из них 35,8 тысяч идут на продовольственные товары, 15,1 тысяча — на непродовольственные, 13,4 тысячи — на услуги.
Самые большие потребительские расходы зафиксированы у жителей Алматы — 91 тысяча тенге (на продовольственные товары идут 49,3 тысячи). Наибольшие траты идут на мясо и мясопродукты, хлеб и крупу, а также молочные продукты.
Что показало исследование?
В исследовании Freedom Finance Global приняли участие около трех тысяч респондентов из всех регионов Казахстана, которые ответили на вопросы по заданной теме.
«Прежде всего, казахстанцы предпочитают делать покупки в сетевых супермаркетах, таких оказалось 76,4%. На втором месте так называемые магазины «у дома» — 57,4%. 55,1% делают покупки продуктов на базарах, рынках и ярмарках.
Как видно, большинство казахстанцев продолжают делать покупки именно очно, в супермаркетах, магазинах и базарах. И только 19,2% делают покупки онлайн, где наиболее популярны маркетплейсы и сервисы доставки», — рассказал аналитик Freedom Finance Global Ансар Аубаев.
Ежемесячно 27,3% респондентов тратят на продукты питания до 50 тысяч тенге. 25,9% — от 75 до 100 тысяч тенге. В районе 100-150 тысяч тенге тратят 17,2% ответивших. Средний чек трат на продукты составляет 113 870 тенге.
«При выборе продукта 79,1% прежде всего смотрят на его срок годности, 76,4% важна стоимость покупки, 45% обязательно читают состав продуктов. И вот что интересно для производителей: на упаковку, её материал и дизайн, обращает внимание только 5,3%», — привел цифры Аубаев.
Поддержим отечественное?
Лишь 11,7% обращают внимание на то, где был произведен продукт, но 57,8% ответивших при выборе отдают предпочтение местным производителям. Правда, 44,8% не важна страна производства, важен сам производитель.
Продукты местного производства каждый день покупают 33,1% опрошенных. Чаще всего это хлебобулочные изделия (73,4%), молоко и молочные продукты (72%), яйца (67,7%), мясо и птица (60,1%), мука (57,7%), крупы и макароны (54,5%). Главными причинами выбора отечественных производителей были названы доверие (42,7%), поддержка отечественного производства (39,4%) и привлекательная цена (37,4%). Еще 22,3% опрошенных оценили качество казахстанских продуктов. При этом 21,7% не устраивает достаточно ограниченный выбор казахстанских товаров, 17% пожаловались на низкое качество и те же высокие цены (16,1%). Но большинство опрошенных (41,3%) так и не смогли ответить на вопрос, почему не покупают продукты, произведенные в Казахстане.
«Опрос показал, что 86% готовы рекомендовать казахстанские продукты, а 70,2% готовы поддержать производителей. Тем не менее, платить больше за казахстанские товары готовы только 37%», — рассказал аналитик.
Уходим в онлайн?
Если говорить об онлайн-покупках продуктов, то казахстанцы чаще всего пользуются для этого Magnum Go (67%). Далее идут алматинские Arbuz (34,4%) и Airba Fresh (26,9%), «Choco Рядом» (17%), «ВкусМарт» и Clever Market (по 9,6%).
Один или два раза в неделю продукты покупают 28% ответивших, 27,2% — только раз в месяц или реже, 25,2% запасаются продуктами раз в несколько недель.
Итоги
Как показали исследования, казахстанцы потребляют очень много мяса и яиц. Потребление молока, овощей, хлеба, круп, масел, рыбы и морепродуктов снизилось.
При этом они предпочитают покупать их в сетевых магазинах, магазинах «у дома» и на рынках. Так они могут вживую оценить товар и его качество. Онлайн покупки продуктов предпочитают для экономии времени (53,1%), удобного варианта доставки (48,2%) и возможности оптового заказа (44,5%).
Казахстанцы доверяют казахстанским производителям, особенно тем, что действительно известны. Но тем сильнее они реагируют на изменение цен. Средний покупатель в Казахстане обычно тратит до 100 тысяч тенге в месяц на продукты, при среднем чеке в 113 870 тенге.