Развитие партийной системы в Казахстане прошло несколько ключевых этапов. Последние значительные изменения произошли после событий 2021 года. Тогда были проведены ряд политических реформ, направленных на увеличение конкурентоспособности партийной системы. Как эвалюционирует партийная система в Казахстане, читайте в материале корреспондента Bizmedia.kz.
С момента обретения независимости начался переход от однопартийной системы к системе политического плюрализма. В самом деле, в 1990-х и 2000-х годах в стране произошли значительные изменения, способствующие развитию демократических процессов, что повлияло на формирование многообразия политических партий и общественных движений. В итоге граждане получили возможность свободно выражать свои мнения, формировать партии и участвовать в выборах. Это стало важным этапом в развитии демократии в стране.
Создание и развитие партий стало возможным благодаря росту гражданской активности. Формирование культуры активного гражданского участия, где люди представляют свои интересы и взгляды через организации, а не индивидуально, способствует более эффективному и структурированному подходу к политической активности.
Конституционные поправки, которые вступили в силу в июне 2022 года, представляют собой значительную веху в политической трансформации Казахстана и отражают стремление к укреплению демократии и политического плюрализма.
Давайте детализируем ключевые аспекты этих поправок и их последствия для партийной системы и политической жизни страны. Во-первых, отказ от суперпрезидентской модели. В этом случае усиливаются институты и роли других ветвей власти. Это создает более сбалансированную систему, которая может предотвратить чрезмерную централизацию власти в руках президента.
Во-вторых, запрет на партийную принадлежность президента. Этот шаг направлен на обеспечение большей нейтральности и объективности президента в вопросах управления и принятия решений, что, в свою очередь, должно увеличить уровень доверия общества к руководству страны. Это гарантирует, что президент будет действовать в интересах всех граждан, а не только определенной партийной элиты.
В-третьих, повышение политической конкуренции — либерализация партийного и выборного законодательства предполагает создание равных условий для всех политических партий. Это способствует более активному участию новых партий в политическом процессе, что может привести к более разнообразной политической арене и лучшему отражению интересов различных групп населения.
Поправки направлены и на изменение динамики политического процесса. По мнению президента, конкуренция за голоса избирателей станет более острой. Это может привести к повышению качества политических программ и платформ, а также к большему вниманию со стороны партий к запросам и потребностям граждан.
В свою очередь, увеличение конкуренции и изменение требований породит необходимость для действующих партий пересмотреть свои стратегии и подходы. Это может стимулировать их к более активному взаимодействию с избирателями, улучшению программ и предложений.
В целом, объявленная Токаевым модернизация включает не только юридические изменения, но и культурные изменения в политическом сознании граждан. Это подразумевает углубление вовлеченности граждан в политическую жизнь и повышение их ответственности за политические процессы в стране. Можно сказать, что изменения в партийной системе Казахстана, вызванные конституционными поправками, открывают новые горизонты для политического развития и могут способствовать более устойчивой и разнообразной демократической политической культуре.
В рамках формирования политического разнообразия в стране была упрощена процедура регистрации политических партий, то есть были снижены требования для регистрации политических партий с 20 тысяч до 5 тысяч членов, требования о минимальной численности региональных представительств политических партий с 600 до 200 человек, требования по минимальной численности инициативной группы граждан для создания политической партии с 1 тысячи до 700 человек. Также здесь предусмотрены поправки по увеличению срока проведения учредительного съезда по созданию политической партии с 2 до 3 месяцев.
Это изменения направлены на облегчение процесса регистрации новых политических партий и увеличение политического разнообразия и подчеркивают стремление правительства к укреплению политического плюрализма и повышению конкуренции в партийной системе Казахстана.
Как итог на сегодня в стране зарегистрировано семь политических партий:
- Партия Amanat;
- Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»;
- Народная партия Казахстана;
- Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»;
- Общенациональная социал-демократическая партия;
- Казахстанская партия зеленых «Байтақ»;
- Общественное объединение «Партия Respublica».
«В мире существует масса разных систем. Если Вы знаете, мы инициировали закон «О парламентской оппозиции» в 2012 году и 8 лет его не пропускали и лишь в 2029 году по поручению президента он наконец-то был принят. И мы в этом законе опирались на доклад Венецианской комиссии Совета Европы о роли оппозиции в демократических парламентах. И там обобщен опыт политических систем европейских стран в развитии партии. Мы там много предложений вносили, что-то нам удалось провести, что-то нет, но дело в том, что идеальных моделей не бывает. В Казахстане, я считаю, что много над чем можно еще поработать по развитию, укреплению партий. Но решение принимает не один человек и не одна партия. Решение принимается коллегиально. Сейчас система, я не скажу, что оптимально, она рабочая, есть куда двигаться», — сказал корреспонденту издания председатель демпартии «Ак жол» Азат Перуашев.
Депутат Мажилиса от партии Amanat Едиль Жанбыршин говорит, что были внесены значительные изменения в законодательство, касающиеся выборов, политических партий.
«Упрощены процедуры многие. Поэтому считаю, что в Казахстане созданы все условия для формирования многопартийной системы. В частности, очень существенно упрощены требования по регистрации политических партий», — заявил он.
А многопартийность – это неотъемлемый атрибут общественной жизни. Ведь развитие многопартийной системы создает условия для более активного участия граждан в политических процессах, так как они могут выбрать ту партию, которая лучше всего отражает их интересы и взгляды. Это, в свою очередь, повышает уровень политической легитимности и доверия к государственным институтам за счет обеспечения более широкого участия граждан в политике и развитии демократии в Казахстане.