Айдарбек Ходжаназаров, член комитета по аграрным вопросам, представил доклад на Правительственном часе, посвящённом вопросам углубленной переработки и экспорта продукции животноводства, передает Bizmedia.kz.
Сегодня обсуждались актуальные проблемы. Без комплексной поддержки отрасли мы не сможем кардинально изменить ситуацию. Государственные меры поддержки в виде субсидирования процентных ставок по недоступным кредитам стали основой для увеличения инвестиций в сельскохозяйственный сектор, — начал Ходжаназаров.
Однако, для наших фермеров, по его словам, получение этой государственной поддержки ежегодно становится сложной задачей. Средства ежегодно выделяются не полностью, и, соответственно, нет возможности удешевить кредиты для всех фермеров. Средства заканчиваются в начале второго квартала.
На данный момент не оплачены заявки на сумму 36,9 млрд тенге по 1 774 продуктам. Несмотря на использование владлен, фермеры вынуждены оплачивать полную ставку по кредитам в размере 24% годовых. Это горькая правда, которую нужно озвучивать, — говорит он.
Сейчас, когда наши потребители приходят разговаривать и удивляются ценам, они считают, что вся прибыль идет в карманы наших фермеров. Но на самом деле эти 24-25% уплачиваются банкам. Министерство финансов должно срочно принять решение.
Через неделю начнутся встречи с избирателями. Как мы будем объяснять им все это? — спросил он.
Второе. Отсутствие финансирования переработки, как отметил Ходжаназаров, — это одна из крупнейших проблем. Коллеги отмечали низкие темпы переработки животноводческой продукции. Этот показатель прямо коррелирует с объёмом финансирования. Текущие условия финансирования не позволяют нам производить, к примеру, такие товары, как твёрдые сыры.
Технологические требования производства сыра предусматривают созревание более чем 6 месяцев, а это заморозка оборотных средств на полгода. И это касается любого производства и любой переработки. Не имея длинных, мягких кредитов, невозможно идти в сторону переработки. За это время начисляются проценты по кредитам, налоги, заработные платы. — отмечает Ходжаназаров.
Он отметил, что потом мы удивляемся, почему у нас импортная продукция. Фермеры хотят, но они не могут себе позволить производить и замораживать средства. Правительство должно предоставить чёткие предложения по поддержке переработки.
Третье. Слабая защита внутреннего рынка. Сегодня потенциал Министерства торговли в области технического регулирования не используется в полной мере. Только за прошлый год Россельхознадзором введены 22 ограничения в отношении 15 товаропроизводителей. А наше министерство ограничило 8 российских предприятий. Счёт 22-8, — говорит он.
Можно сказать, какая боль. Наши товаропроизводители становятся неконкурентоспособными даже на собственных рынках. Депутат об этом же говорил. Молокоперерабатывающие предприятия снизили закупочные цены на молоко с 250 до 160 тенге. В Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях в летнее время заводы вовсе приостановили закуп молока. Но, конечно, в пересчете, покупая сухое молоко по 1000 тенге, литр восстановленного молока выходит 120 тенге.
Как настоящему, живому, здоровому молоку конкурировать с сухим молоком? За пять лет импорт сухого молока из России вырос в шесть раз.Только одно товарищество за месяц импортировало 190 тонн сухого молока, из которого можно получить полторы тысячи тонн восстановленного молока. Этим подходом мы уже обанкротили ряд предприятий и кормим соседние государства, — говорит он.
Четвёртое. Отсутствие комплексной поддержки развития сбыта и экспорта. Государственными органами не выработаны меры комплексной поддержки экспорта нашей сельхозпродукции. В соседней Российской Федерации с прошлого года внедрена поддержка в виде компенсации до 50% транспортных расходов. В настоящее время ими рассматривается вопрос увеличения до 100% возмещения затрат в зависимости от вида продукции.
Также сокращаются сроки возврата НДС соседним государствам со 180 до 90 дней, создаётся национальный оператор в морских контейнерных перевозках, модернизируется система государственных закупок продовольственных товаров, включаются отечественные товары в программу социальной помощи населению. А что происходит у нас? — спросил Булат Нажмединула .
Сам он и отметил, что только по невыплаченным НДС, то есть замороженным деньгам 600 миллиардов тенге оборотных средств бизнеса. Социальные предпринимательские корпорации Мангуставовской и Атырауской областей должны заключать форвардные закупы овощей у фермеров Южных областей.
Этим летом мы пытались как-то реализовать тот лук, где у нас было перепроизводство в Южных областях, связывали с Атыраускими, с Мангуставовскими СПК, но воз и ныне там. Государственные закупки продовольственных товаров, школ и детских садов не ориентированы на продукты отечественных товаропроизводителей. Доля местного содержания там не превышает 53%. Я даже не начинаю говорить про гособоронзаказ, — отметил он.
Все эти поднятые вопросы и проблемы требуют всесторонней доработки, подытожил он.