Департамент государственных доходов Алматы запустил обширную информационную кампанию на рынках и торговых площадках, чтобы помочь предпринимателям правильно использовать контрольно-кассовые машины (ККМ) и избежать штрафов. Специалисты комитета государственных доходов проводят консультации и обучающие мероприятия, объясняя функции, правила применения и последние изменения, связанные с ККМ, передает Bizmedia.kz.
Что представляет собой ККМ?
ККМ, или контрольно-кассовая машина, — это аппарат для регистрации денежных операций при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Он фиксирует или передает данные и включен в государственный реестр.
Денежные операции включают в себя оплату товаров, выполнение работ или предоставление услуг с использованием наличных средств, платежных карт или мобильных платежей.
Для чего нужна контрольно-кассовая машина?
Основные задачи контрольно-кассовой машины:
• Фиксирует продажи. ККМ каждую операцию по продаже товаров, работ и услуг.
• Выдает чеки. Печатает для покупателей чеки, подтверждающие покупку.
• Хранит данные. Информация нужна для анализа и отчетности.
• Отправляет данные. ККМ передает информацию в налоговые органы в режиме онлайн.
Порядок применения ККМ
Использование контрольно-кассовых машин регулируется статьями 165-169 Налогового кодекса. При каждом расчете за товар, работу или услугу необходимо выдавать чек кассового аппарата.
Что такое кассовый чек?
Кассовый чек фиксирует денежный расчет между продавцом и покупателем. Он может быть в бумажном или электронном формате.
Основные пользователи ККМ — это продавцы, покупатели и налоговые органы. Он выполняет ключевые функции:
- Подтверждение покупки. Чек — это юридическое доказательство того, что покупка совершена.
- Контроль налогов. Налоговые органы используют чеки для налогового администрирования.
- Бухгалтерская отчетность. Кассовые чеки служат основой для бухгалтерского учета и составления финансовых отчетов.
- Защита прав. Чек позволяет вернуть или обменять товар в течение предусмотренного законом срока.
Чек должен включать такую информацию:
- название компании;
- идентификационный номер компании;
- серийный номер ККМ;
- регномер ККМ в налоговой;
- номер чека;
- дата и время покупки;
- цена за единицу товара или услуги;
- фискальный признак;
- название оператора фискальных данных и его сайт для проверки чека;
- название товара или услуги;
- количество товаров или услуг и единицы измерения;
- общая стоимость покупки;
- сумма НДС и ставка налога, если компания платит НДС;
- адрес установки ККМ;
- штрихкод с информацией о чеке.
Пункты 9 и 15 не актуальны для ККМ без функции передачи данных.
Изменения в применения ККМ с 1 января 2024 года
С 1 января 2024 года меняются правила использования ККМ. Налогоплательщики, использующие кассы без функции передачи данных, будут обязаны хранить все сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и контрольные чеки на протяжении пяти лет.
Онлайн-ККМ будут автоматически передавать все отчеты и чеки на серверы операторов фискальных данных и в налоговые органы. Предприниматели должны будут включать в чеки ККМ идентификационный номер и другие необходимые данные по запросу покупателя.
Ответственность за нарушения при использовании ККМ
Если при расчетах наличными не используется ККМ или применяются неисправные устройства либо не зарегистрированное оборудование, то впервые выносится предупреждение. Повторные нарушения в течение года после административного взыскания наказываются штрафами:
- 15 МРП для частных нотариусов, частных судебных исполнителей и субъектов малого предпринимательства;
- 30 МРП для субъектов среднего предпринимательства;
- 50 МРП для субъектов крупного предпринимательства.
Выдача чека на сумму, отличающуюся от уплаченной, или невыдача чека ККМ также карается предупреждением. Повторные нарушения в течение года после административного взыскания приводят к штрафам:
- 20 МРП для частных нотариусов, частных судебных исполнителей и субъектов малого предпринимательства;
- 30 МРП для субъектов среднего предпринимательства;
- 40 МРП для субъектов крупного предпринимательства.
Ранее КГД Алматы сообщил о другом кейсе. Недавно специалисты обнаружили незаконную торговлю 3 526 тоннами нефтепродуктов без соответствующих документов.
В период с апреля по ноябрь прошлого года одно юридическое лицо продало нефтепродукты на сумму 943 918 677 тенге, не указав их происхождение.
Департамент государственных доходов передал дело в Департамент экономических расследований для дальнейших мер.