Премьер-Министр РК Олжас Бектенов получил запрос по вопросам налогового администрирования от Бауржана Смагулова, члена фракции партии «AMANAT», передает Bizmedia.kz.
В последнее время участились жалобы участников внешнеэкономической деятельности на неправомерное доначисление таможенных платежей. Комитет государственных доходов Министерства финансов обосновывает эту практику автоматизацией системы контрольного управления рисками, — говорит Смагулов.
По его словам, известно, что при создании профиля риска необходимо придерживаться принципа выборочности, а контроль должен ограничиваться лишь формой, достаточной для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Тем не менее, Комитет государственных доходов неверно реализовал данный принцип, как он отметил, ослабив его по отношению к крупным налогоплательщикам и наоборот ужесточив по отношению к малым.
В международной практике, напротив, более лояльные критерии рисков применяются именно к малому бизнесу, так как случаи потерь для государства несравненно ниже. Кроме того, фактически уполномоченный государственный орган в лице КГД самоустранился от контроля за внешнеэкономической деятельностью крупного бизнеса, что привело к снижению поступления платежей в бюджет, — уверяет Смагулов.
Он отметил, что система таможенного декларирования, информационная система «Астана-1», позволяет заявлять недостоверные данные, которые органами государственных доходов не выявляются и списываются по истечении срока давности. В результате ущерб бюджету только в 2023 году составил 2,5 млрд тенге. Всё это приводит к снижению эффективности мер таможенного контроля.
По данным Высшей аудиторской палаты, за последние три года целевой индикатор доли деклараций на товары, по которым подтверждены риски от общего количества деклараций на товары, на которых сработала система управления рисками, снизился с 76% в 2021 году до 65,6% в 2022 году и 64% в 2023 году. В то же время глава государства неоднократно говорил о необходимости создания «мягкой» инфраструктуры, то есть цифровизации, упрощения таможенного администрирования и снижения административной нагрузки, — отметил он.
В этой связи они полагают необходимым:
- Ужесточить профили риска системы контрольного управления рисками для крупных налогоплательщиков в части проверки заявленных в таможенной декларации документов для таможенного оформления и соблюдения мер нетарифного регулирования.
- Пересмотреть профили риска для малого бизнеса с учетом статистики выявленных правонарушений.
- Доработать информационную систему «Астана-1» в части ужесточения контроля вводимой в электронную декларацию информации путём автоматической сверки сведений из баз данных по сертификации разрешений, а также проверкой их достоверности.
- Организовать посттаможенные проверки крупных налогоплательщиков за пятилетний период исковой давности.
Принятие и реализация указанного комплекса мер позволит увеличить поступления в бюджет, повысить эффективность таможенного администрирования, обеспечить полную прослеживаемость товаров, а также прозрачность деятельности крупных участников внешнеэкономической деятельности, — подытожил он.