Сегодня в Сенате проходит очередное заседание. Во время него сенатор Сергей Карплюк заявил, что проводимая в стране бюджетная политика не способствует наращиванию средств Национального фонда. Он задал вопросы Национальному банку и Министерству национальной экономики. Подробности узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Вопросы сенатора
Сергей Карплюк сказал, что 2023 год продемонстрировал рекордный уровень доходности Нацфонда на уровне 13,8%, что приумножило как средства Нацфонда, так и накопления по программе Нацфонд детям. В то же время проводимая бюджетная политика не способствует наращиванию средств Национального фонда. Кроме трансфертов из Национального фонда, имеют место и внебюджетные изъятия из него.
По его словам, в прошлом году были приобретены акции «КазМунайГаз» на 1 триллион тенге, которые потом вернулись в республиканский бюджет в виде дивидендов. Также был предоставлен облигационный заем «Самрук-Казына» на 336,5 миллиардов тенге для финансирования строительства железнодорожного участка.
Таким образом, для решения своих неотложных задач правительство дополнительно использует средства Национального фонда сверх утвержденных гарантированных и целевых трансфертов.
Поэтому для ограничения таких изъятий был принят указ о мерах по либерализации экономики, согласно которому средства Национального фонда могут привлекаться с прямого согласия главы государства только на проекты общегосударственного значения при прохождении соответствующей экспертизы и при отсутствии альтернативных источников финансирования.
В связи с этим у меня следующие вопросы:
Уважаемый Тимур Муратович, является ли хороший показатель доходности Нацфонда единовременным результатом, либо это результат новой инвестиционной политики? И какие еще механизмы необходимы для роста Нацфонда?
Уважаемый Нурлан Серикович, рассматривается ли вопрос установления ограничения на суммы целевого трансферта в абсолютном выражении для сохранности Нацфонда? Как будет осуществляться экспертиза проектов, на которые заявляются средства Нацфонда? И расскажите, каков механизм оценки данных проектов?, — сказал сенатор Карплюк.
Ответ Тимура Сулейменова
Тимур Сулейменов в ответе сказал, что касается системности либо несистемности тех цифр по управлению Национальным фондом, которые были достигнуты в прошлом году, очевидно, что есть рыночные факторы, которые влияют, то есть общемировые. Находятся ли рынки акций и облигаций на подъеме, либо они снижаются.
Но есть, конечно, подход к правильному управлению. И здесь самое важное — правильное распределение различных активов, различных видов ценных бумаг внутри портфеля Национального фонда.
Я считаю, что была проделана неплохая работа на протяжении последних пяти лет. Где-то начиная с 2018 года эта аллокация начала меняться. То есть ещё в 2018 году почти 80% Национального фонда было инвестировано в очень консервативные, надежные, но крайне низкодоходные бумаги облигаций развитых стран, таких как США и Евросоюз. Там риски минимальны, но при этом доходность, естественно, крайне низкая. Это не то, что мы хотим, не то, что мы ожидаем, — сказал глава Нацбанка.
Также глава Нацбанка отметил, что учитывая такие большие объемы Национального фонда, ну в районе 60 миллиардов он и тогда был, была начата постепенная работа по изменению аллокации. Начали добавлять облигации развивающихся стран. Многие развивающиеся страны имеют хороший крепкий рейтинг, но при этом предлагают более высокую доходность. Был наращен объем акций.
В прошлом году акции дали нам 25,5% прироста к тем 6,2 миллиардам, которые были заработаны. Поэтому это сочетание двух факторов: общерыночных факторов и правильного управления. Мы и далее планируем совершенствовать аллокацию, то есть искать наиболее доходные и надежные классы активов, — добавил спикер.
Сулейменов также сказал, что в прошлом году в Национальном фонде также был создан портфель альтернативных инвестиций. Альтернативные инвестиции — это наиболее доходный класс активов, который стабильно, вне зависимости от цикла, дает около 10-11%.
Впервые в прошлом году, хотя в золотовалютных резервах такой класс активов существует с 2012 года, мы создали его в структуре активов Национального фонда. Он тоже дал существенный прирост. Поэтому, да, это важная работа. Мы берем на себя достаточно высокие обязательства и концепцию управления Национальным фондом. Мы хотим увеличить реальную доходность, среднюю, среднесрочную, до уровня 4-4,5%.
На данный момент она накоплена с момента 2000 года, когда фонд был создан, где-то 3,3%. Мы хотим более чем в 1,5-2 раза увеличить ее доходность. Конечно, гарантировать это крайне сложно, но, тем не менее, это одна из главных задач Национального банка — правильное, рачительное, но вместе с тем оптимальное управление Национальным фондом. Особенно с учетом того, что у нас появилась программа «Нацфонд — детям», и общество требует не просто, чтобы эти деньги лежали, но чтобы они приносили конкретный инвестиционный доход.
Здесь важно управлять Национальным фондом, но важно, чтобы было чем управлять. Если мы будем слишком мало туда направлять и много изымать, сколько бы мы ни управляли, как финансовые управляющие, нам трудно будет показывать высокие результаты.
Поэтому здесь должна быть тесно связана инвестиционная политика с фискальной политикой правительства, чтобы мы больше полагались на те деньги, которые бюджет получает напрямую, а Национальный фонд все-таки рассматривали как сберегательный портфель, то есть фонд будущих поколений. Мы наладили плотную работу с правительством и понимание есть.
Крайне важно, чтобы в налоговом кодексе соответствующие распределения ставки налогов, куда они направляются, были правильно рассмотрены, чтобы Национальный фонд использовался по минимуму. Иначе нам не достигнуть цели 100 миллиардов в 2030 году. Спасибо, — заключил Тимур Сулейменов.
Ответ Нурлана Байбазарова
Заместитель премьер-Министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров сказал, что касательно ограничения целевых трансфертов данный вопрос рассматривался в ходе обсуждения проекта бюджетного кодекса. Предлагались различные варианты процентного соотношения ограничить выделение трансфертов с Национального фонда.
Как вы знаете, целевые трансферты по прямому поручению направляем на конкретные проекты общестранного назначения. В ходе рассмотрения данных предложений правительство выдало свое заключение, что если мы согласимся на ограничение процентных соотношений, то возникают риски неисполнения конкретных поручений главы государства.
В связи с этим мы предложили сохранить действующий порядок, то есть каждый раз обсуждать на основе конкретных проектов и обсуждать с вами сумму целевых трансфертов, — отметил спикер.
Он также высказался касательно механизма оценки, по его словам, это будет стандартная оценка как инвестиционного проекта. Будет проводиться экспертиза проекта, также будут смотреть на финансовую модель проекта, окупаемость проекта. Здесь будут еще проводить работу совместно, привлекать экспертов и потом дополнительно согласовывать эти результаты с Национальным банком.