Сегодня должна была состояться первая рабочая встреча по рассмотрению петиции по возможной отмене утильсбора. Однако события не случилось. Почему, рассказываем в материале, передает Bizmedia.kz.
Как отмечает в пресс-релизе министерство промышленности и строительства, ведомство пригласило всех людей, которые заинтересованы в обсуждении. В Минпроме отметили, что они проработали все меры для встречи и работы группы. Обеспечили съемку процесса и протокол.
Однако случился казус.
Правила посещения здания Министерства промышленности и строительства, являющегося стратегическим объектом, запрещают пронос мобильных телефонов; их необходимо оставлять на входе. Тем не менее, инициатор петиции Санжар Бокаев и его представители отказались соблюдать это требование и не вошли на заседание Рабочей группы, — отметили представители ведомства.
Именно поэтому, как отмечают власти, заседание пришлось отменить. В ведомстве отметили, что это независящее от них причина.
Для участия в заседании собрались депутаты Парламента, вице-министры промышленности и представители других государственных органов. Также прибыли общественные деятели из регионов. Однако мероприятие пришлось отменить, так как инициатор петиции отказался присутствовать и не согласился на получение видео и стенограммы заседания Рабочей группы после его завершения, ― сказали в пресс-службе МПС РК.
В пресс-релизе в ведомстве отметили, что хотели бы продолжить диалог в дальнейшем, но при конструктивном его построении.
В состав рабочей группы вошли депутаты Парламента РК, вице-министры промышленности и строительства, экологии и природных ресурсов, финансов, сельского хозяйства, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, культуры и информации, а также заместитель министра иностранных дел РК и представители других заинтересованных госорганов.
В рабочую группу также вошли представители общественных объединений, экспертного сообщества, промышленного сектора, а также сторонники отмены утильсбора: С. Бокаев, Е. Кулбасов, Д. Макешов, Д. Салыков и другие граждане.
Позже сам Бокаев рассказал, что случилось и почему он отказался от заседания рабочей группы по утильсбору.
В своем инстаграме Бокаев пояснил, что авторов петиции не пустили в здание с телефонами, что было их принципиальным условием для фиксации и трансляции заседания.
На входе сослались на регламент, запрещающий проносить технику. В ответ активист выразил отвод рабочей группе и пригрозил инициировать референдум, и, если нужно, потребует отставки правительства.
«Там сидит только автопром и вице-министры. Вице-министр культуры – что он там делает? Нет вице-министра национальной экономики, а это вопрос национальной экономики», – заявил он.
Утильсбор стимулирует крупные предприятия локализовывать производство в Казахстане, уверяют власти.
Ранее в интервью Primeminister.kz первый вице-премьер Роман Скляр отметил, что крупноузловая и мелкоузловая сборки автомобилей и сельхозтехники в стране развиваются, объемы наращиваются. Утилизационный сбор и другие платежи формируют тарифную политику Казахстана, создавая благоприятные условия для инвесторов.
«После введения утилизационного сбора на сельхозтехнику, через 1,5 года известный германский бренд построил завод в СКО. Это предприятие никогда бы не начало производство у нас, если бы мы не внесли поправки в законодательство для достижения локализации. Подобная ситуация произошла с заводом по производству автомобилей Kia в Костанае — это первый случай, когда корейские партнеры инвестировали собственные средства в строительство предприятия и закупку оборудования за пределами своей страны», — подчеркнул Роман Скляр.
В международной практике активно используются тарифные и нетарифные меры стимулирования промышленности.
Средства от утильсбора, поступающие в «Жасыл даму», тратятся открыто
Скляр также разъяснил причины введения утильсбора. До вступления в ВТО таможенная пошлина на автомобили была 30%, деньги поступали в бюджет.
«Со вступлением в ВТО Казахстан взял на себя новые обязательства и открыл свой рынок, установив таможенную пошлину в размере 15%. Однако, находясь в едином экономическом пространстве с Российской Федерацией и Беларусью, которые производят автомобили и ввели утилизационный сбор, мы также не могли остаться в стороне. В ответ на их действия мы ввели аналогичный платеж. На тот момент в Экологическом кодексе существовала норма, согласно которой частный оператор РОП управлял средствами, поступающими от этого косвенного налога. В 2022 году ситуация была исправлена, и теперь государство в лице АО «Жасыл даму» Министерства экологии и природных ресурсов является прямым бенефициаром этих средств», — сказал он.
Средства тратятся открыто на нужды государства и граждан. В 2022 году на льготное автокредитование направлено 100 млрд тенге, на лизинг автобусов – 30 млрд тенге, на лизинг тракторов и комбайнов в 2023 году выделено 50 млрд тенге. Финансирование обрабатывающей отрасли – 265 млрд тенге, в том числе на заводы по переработке отходов, обновление основных средств МЧС, лизинг автобусов и противопожарную технику.