Первый заместитель премьер-министра Республики Казахстан Роман Скляр сегодня вновь высказал об утильсборе. Напомним, вчера Скляр прогремел на всю страну из-за большого интервью, где не раз упоминал утилизационный сбор. Об этом сообщает Bizmedia.kz. Ссылки на это материалы будут в конце новости.
Дело не в названии. Утильсбор — это косвенный налог. Средства расходуются через акционерное общество «Жасыл даму» под контролем Министерства экологии и природных ресурсов. Если эти доходы исчезнут, то расходы на экологические нужды придется покрывать из бюджета. Поэтому это налог. Никто не любит платить налоги, но это необходимо. Всё очень просто. Утверждать, что на этом наживаются какие-то олигархические группы, по меньшей мере некорректно, уверил Скляр.
При этом журналистов волновал вопрос, а где же тогда деньги?
Сегодня депутаты уже задавали мне этот вопрос. Отвечу и вам: можете обратиться в «Жасыл даму» и министерство экологии, чтобы узнать, куда тратятся средства. Их нельзя воровать — это очевидно. Средства должны использоваться эффективно. Решение других задач, таких как развитие собственной промышленности и улучшение экологической ситуации, требует комплексного подхода. Ни одна страна мира не в восторге от необходимости разрешать ввоз автомобилей с истекающим сроком эксплуатации, которые загрязняют окружающую среду. Это очевидные вещи, о которых я говорил, — отметил он.
На что журналисты резонно парировали высказывания Скляра, не от хорошей жизни казахстанцы покупают старые машины.
В Казахстане зарегистрировано 5 миллионов автомобилей, однако существует 15 миллионов человек, которые не владеют автотранспортом. Их мнение, кажется, редко учитывают. Вопрос не в утильсборе, который стал нарицательным понятием, а в другом: будет ли у нас нормальная экология? Разовьем ли мы промышленность должным образом? Нельзя игнорировать наши сборочные производства, которые продолжают развиваться. Там трудятся люди, они получают зарплату и платят налоги. Это необходимо учитывать. Тем не менее, петиция поступила на рассмотрение и будет всесторонне изучена. Вы спросили мое мнение, и я его высказал. Я не являюсь членом этой комиссии, — подытожил скляр.
Ставки утильсбора в 2024 году
С 1 января 2024 года сумма утилизационного сбора, которую казахстанцы будут уплачивать до первичной регистрации автомобилей, автоматически увеличится вместе с минимальным расчетным показателем (МРП). Если в 2023 году он составлял 3450 тенге, то в этом году МРП вырос до 3692 тенге.
Виды и категории транспортных средств | Базовая ставка утильсбора | Коэффициенты, применяемые к базовой ставке утильсбора | Сумма утильсбора в тенге |
1. Легковые авто (M1), в том числе внедорожники (G) | |||
С электродвигателями, за исключением гибридов | 50 МРП | 0 | 0 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 1 000 см³ | 50 МРП | 1.5 | 276 900 |
От 1 001 см³ до 2 000 см³ | 50 МРП | 3.5 | 646 100 |
От 2 001 см³ до 3 000 см³ | 50 МРП | 5 | 923 000 |
Свыше 3 001 см³ | 50 МРП | 11.5 | 2 122 900 |
2. Грузовые, в том числе повышенной проходимости | |||
Полной массой: | |||
До 2.5 тонны | 50 МРП | 3.5 | 646 100 |
От 2.5 тонны до 3.5 тонны | 50 МРП | 7.5 | 1 384 500 |
От 3.5 тонны до 5 тонн | 50 МРП | 7.5 | 1 384 500 |
От 5 тонн до 8 тонн | 50 МРП | 8 | 1 476 800 |
От 8 тонн до 12 тонн | 50 МРП | 9.5 | 1 753 700 |
От 12 тонн до 20 тонн | 50 МРП | 10.5 | 1 938 300 |
От 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей | 50 МРП | 20.5 | 3 784 300 |
Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн | 50 МРП | 11 | 2 030 600 |
3. Автобусы и микроавтобусы, в том числе повышенной проходимости | |||
С электродвигателями, за исключением гибридов | 50 МРП | 0 | 0 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 2 500 см³ | 50 МРП | 4.0 | 738 400 |
От 2 500 см³ до 5 000 см³ | 50 МРП | 8.0 | 1 476 800 |
От 5 000 см³ до 10 000 см³ | 50 МРП | 10.5 | 1 938 300 |
Свыше 10 001 см³ | 50 МРП | 13.5 | 2 492 100 |
В отношении седельных тягачей, используемых для международных перевозок, импортируемых транспортными компаниями, при наличии удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, выданного уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль в сфере автомобильного транспорта, до 1 января 2025 года применяется коэффициент 0. |
Уплатить утильсбор можно на сайте Recycle.kz, заверив заявку ЭЦП. Для машин, ввезённых не из ЕАЭС, к заявке нужно приложить:
- Скан таможенной декларации.
- Скан талона о прохождении госконтроля.
- Скан СБКТС или ОТТС.
Если данные для расчёта платежа отсутствуют, операторы могут запросить:
- Транспортную накладную с VIN.
- Счёт-фактуру или инвойс.
Для авто из ЕАЭС:
- Скан ПТС или свидетельства о регистрации.
- Скан СБКТС или ОТТС.
- Скан приёмо-сдаточного акта с VIN.
- Скан транспортной накладной с VIN.
Для подтверждения даты ввоза могут потребовать талон госконтроля на границе или его копию. Если талона нет, датой ввоза считается дата подачи заявки.
Процесс оплаты:
Будьте внимательны при оформлении заявки, все данные должны быть верными, а сканы чёткими. «Жасыл даму» рассматривает заявку в течение одного рабочего дня. После получения счёта, оплату можно произвести в банке, что надёжнее и быстрее.