Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов представил доклад об отчетах Правительства РК и Высшей аудиторской палаты о выполнении республиканского бюджета за 2023 год, передает Bizmedia.kz.
Прежде всего, выражаем благодарность всему депутатскому корпусу мажилиса за всестороннее и внимательное рассмотрение заключения Высшей аудиторской палаты. Мы нацелились на максимально открытую работу. Начали публиковать результаты аудита в средствах массовой информации, — начал Смаилов.
По его словам, к проверкам привлекаются также представители экспертного сообщества. Это устраняет вопросы, касающиеся итогов аудиторских мероприятий по объектам. Так повышается доверие к системе государственного аудита. Благодаря прямой поддержке депутатов в Высшей аудиторской палате, право проверки местных бюджетов, предоставленное нам, позволяет держателям бюджетных средств всегда находиться под внешним аудиторским контролем.
Теперь перейдём к основным выводам Высшей аудиторской палаты. В 2023 году произошли значительные изменения в стратегическом планировании. Количество национальных проектов сократилось до трёх. Это сделано для того, чтобы сосредоточить внимание на приоритетных направлениях развития, которые требуют немедленного вмешательства, а также для обеспечения достаточного финансирования для достижения поставленных целей, — продолжил Смаилов.
Нацпроект «Комфортная школа»
Он отметил, что теперь, если государственный орган не достигнет запланированных показателей, он несёт персональную ответственность. То есть, не будет оправдания в виде отсутствия средств. Однако проблемы своевременного исполнения всё ещё сохраняются. Например, по национальному проеку «Комфортная школа» в 2023 году было выделено полное объёмное финансирование. Однако освоено было только 38% из этой суммы. Такая экономия средств недопустима.
37 проектно-сметных документаций не были подготовлены своевременно в соответствии с едиными стандартами. По данным на апрель этого года, из 207 заключённых договоров на проектирование и завершение строительства только по 26 проектам были предоставлены положительные заключения ведомственной экспертизы, — говорит Смаилов.
При этом, в 300 случаях строительство объектов началось без проектно-сметной документации, а у половины из них был заложен только фундамент. Аналогичная ситуация наблюдается и в проекте по модернизации здравоохранения в сельской местности, где также происходит отставание от установленных целей.
По 227 объектам проектирование не завершено. В начале этого года 17% объектов не были сданы в эксплуатацию. Напоминаю, что каждый тенге бюджета был предусмотрен в условиях дефицита средств. В то время я был премьер-министром и хорошо знаю эту проблему, — отметил он.
По его словам, Ведётся обширная работа по альтернативным источникам финансирования. Это делается для полного обеспечения приоритетных задач ресурсами. Были сняты бюрократические барьеры, чтобы своевременно запускать национальные проекты.
Поэтому, как глава Высшей аудиторской палаты, я хочу заверить, что требования к бюджетным администраторам, которые халатно выполняют свои обязанности, будут жёсткими и справедливыми, — говорит он. — В этом году по предложению депутатов мы продолжили оценивать использование государственных ресурсов, опираясь на достигнутые результаты. Оценить планируемые макроиндикаторы было невозможно почти наполовину из-за задержки в формировании статистики.
Смаилов уверил, что хотя потребность в этом была очевидной, к сожалению, в системе статистики не произошло качественных изменений. В эпоху развитой цифровизации мы считаем недопустимым задержку статистических данных на год или более. Это снижает их значимость и ценность.
Цифровизация мониторинга и индекс единого национального стандарта качества жизни населения
Очень важно ускорить план по полной цифровизации данных для мониторинга всех показателей в режиме реального времени. Это позволит отслеживать отклонения от поставленных целей и принимать качественные и точные решения для предотвращения их невыполнения, — уверяет Смаилов.
Исполнение бюджета составило примерно 100%. Однако центральные государственные органы не достигли 12% макроиндикаторов. В отчёте правительства не раскрыто, как это повлияло на развитие экономики и благосостояние населения. Из этого видно, что методика оценки социально-экономического эффекта, разработанная в 2022 году Министерством финансов, не была полностью эффективной.
Бюджетные администраторы научились прогнозировать и оценивать экономические эффекты. Однако поддержка населения и базовые социальные гарантии остались без должной оценки. В реальности такую оценку никто не проводит ни при формировании бюджета, ни при его исполнении. И это происходит в условиях максимальной социальной ориентации бюджета.
В связи с этим предлагается ввести индекс единого национального стандарта качества жизни населения. Это необходимо для оценки и расчета влияния государственных бюджетных расходов на благосостояние казахстанцев, — отметил Смаилов.
Местным исполнительным органам предоставлена автономия для решения задач в регионах. Однако высокая степень освоения трансфертов на центральном уровне в некоторых случаях показывает их низкую эффективность на местах. Субвенции, передаваемые регионам за счет перевода целевых трансфертов в базу общих трансфертов, составляют примерно 5 трлн тенге. За последние три года они выросли более чем в два раза.
Целевые трансферты составляют примерно 2 трлн тенге, и их освоение значительно выше — 98%. Однако в четырех регионах — Абайской, Жетысуской, Улитаусской и Алматинской областях — аудит выявил, что в 27% бюджетных инвестиционных проектов не соблюдены нормативные сроки строительства. Некоторые проекты реализуются уже около 10 лет. Более 60% незаконченных проектов подорожали, — отметил Смаилов.
Оценка медлительности
Смаилов уверяет, что необходима дальнейшая оценка того, к чему приводит медлительность регионов при реализации важных инженерных и инфраструктурных проектов. В этих четырех регионах за невыполненные работы было выплачено около 3,4 миллиардов тенге. Также в регионах выявлены случаи нецелевого использования очень важных и необходимых объектов.
Например, в Семее центральная котельная, построенная за 7 миллиардов тенге, не используется из-за несоблюдения требований безопасности и близости к автозаправочной станции. В Жезказгане жилой дом за 600 миллионов тенге, до сих пор пустует из-за приостановки строительства, — отметил бывший премьер. — Это можно назвать только халатностью.
Смаилов заверяет о необходимости навести порядок при реализации бюджетных инвестиционных проектов. Нужно ограничить практику затягивания сроков выполнения проектов и их удорожания. Сократить сроки от планирования проектов до начала их реализации. В этом контексте бюджетным администраторам следует в обязательном порядке использовать типовые проекты. Для таких проектов должны быть предусмотрены ускоренные процедуры получения необходимых экспертиз и разрешений.
Для мониторинга стоимости этих проектов можно использовать подходы, позволяющие контролировать их возможное удорожание. Это может, если не устранить, то как минимум сократить необходимость прохождения процедур в связи с удорожанием проектов в будущем. Определение поставщиков должно максимально исключать человеческий фактор, что можно достичь только с помощью цифровых решений. Ответственность за удорожание проектов по субъективным причинам должна возлагаться на подрядчиков. А со стороны заказчика задержки в реализации проектов и увеличение их сметной стоимости должны классифицироваться как негативные действия, влияющие на государственную службу, — говорит Смаилов.
В реальном секторе экономики значительные ресурсы направляются на поддержку бизнеса через реализацию ключевых системообразующих инфраструктурных инициатив национальными компаниями.
Общество не знает конкретных результатов одного акта. Эти вопросы нужно открыто обсуждать и всесторонне анализировать эффективность такой поддержки для экономики. Мы приступили к аудиту стимулирования промышленной инновационной деятельности по проектам обрабатывающей промышленности. Результаты предоставим вам в этом году, — отметил он.
Неиспользованные средства квазигоссектора выросли более чем в 2,5 раза и механизм возврата неиспользованных средств
По его словам, субъекты квазигосударственного сектора участвуют в выполнении общенациональных задач. В 2023 году они получили около 2 триллионов тенге из республиканского бюджета. При этом неиспользованные средства субъектов квазигосударственного сектора по сравнению с предыдущим периодом увеличились более чем в 2,5 раза.
Это вопиющее положение, учитывая нехватку средств в бюджете для решения многих других важных задач. Настало время, чтобы субъекты квазигосударственного сектора несли ответственность наравне с государственными органами перед парламентом за планирование бюджета и его выполнение с низкой эффективностью, — сказал Смаилов.
Следует внедрить механизм возврата неиспользованных средств, выделенных на увеличение уставного капитала. Необходимо прекратить практику накопления средств на контрольных счетах наличности. Ресурсы должны своевременно использоваться для экономики и благосостояния казахстанцев.
Теперь перейдем к доходам. Показатель выполнения доходной части бюджета на почти 100% скрывает проблемы с устойчивостью и балансом республиканского бюджета. За последние 5 лет наблюдается наибольшее недовыполнение плана по налоговым поступлениям. В 2023 году не было выполнено на 4 трлн тенге, что связано с ошибками в прогнозировании.
В результате для выполнения доходной части бюджета в конце года был возвращен налог на добавленную стоимость, а также акции КазМунайГаз были приобретены за счет средств Национального фонда. Необходимы срочные меры по улучшению прогнозирования бюджетного и стратегического планирования с использованием искусственного интеллекта. Важно усилить координирующую роль Агентства по стратегическому планированию и реформам, — отметил он.
Правительство должно иметь конкретную долгосрочную программу поэтапного снижения дефицита бюджета и сокращения объемов заимствований. Хотя государственный долг находится в безопасных пределах, обязательства правительства по долгам растут.
На январь текущего года задолженность составила 24,9 трлн тенге. В ближайшие два года на бюджет ляжет наибольшая нагрузка по возврату задолженностей за последние 10 лет. В третьем году на погашение и обслуживание долгов было направлено 28% доходов бюджета или 19% всех расходов, не учитывая трансферты из Национального фонда. В этом вопросе необходимо долгосрочное планирование с учетом взаимосвязи макроэкономических и бюджетных параметров. В будущем необходимо более открыто предоставлять информацию о состоянии государственного и квазигосударственного долга, — говорит он.
Смаилов представил вниманию основные вопросы, на которые они хотели обратить внимание. По ним Высшая аудиторская палата подготовила соответствующие рекомендации.
- Согласно данным правительства и результатам аудита, проведенного всеми государственными аудитными органами, сумма неэффективного использования бюджетных средств составила 489 миллиардов тенге.
- По итогам 2023 года Высшая аудиторская палата направила в правоохранительные органы 23 материала аудита, к дисциплинарной ответственности привлечены 123 должностных лица, 32 физических и юридических лиц привлечены к административной ответственности. В отчетном периоде восстановлено и возмещено 28 миллиардов тенге.
Уважаемые депутаты, благодарим вас за всестороннее рассмотрение нашего заключения и совместную работу. Каждое задание, выданное по результатам аудита, будет находиться под строгим контролем Высшей аудиторской палаты до полного исполнения. Наша работа по совершенствованию бюджетных процессов с правительством и парламентом будет продолжаться, — подытожил Смаилов.